Мораторий завершён. Забудьте?
В Мангистауской области с минувшего вторника возобновились массовые увольнения бастующих нефтяников АО “Каражанбасмунай” и его дочерних предприятий ТОО “АргымакТрансСервис” и ТОО “ТулпарМунайСервис”, а также ПФ “Озенмунайгаз”. А в четверг, 28 июля, начался суд над профсоюзным активистом Натальей СОКОЛОВОЙ (на снимке).
Напомним, 15 июля был объявлен мораторий на увольнение забастовщиков, действовавший во время работы комиссии акимата Мангистауской области и АО “НК “КазМунайГаз” по урегулированию конфликта между нефтяниками и их работодателями (см. “Комиссия выполнима?”, “Время” от 16.7.2011 г.). 25 июля мораторий закончился, и увольнения “смутьянов” продолжились. По данным пресс-службы АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, 26 и 27 июля были уволены 42 работника АО “Каражанбасмунай”. Всего же с начала забастовки руководство этого предприятия указало на дверь 204 рабочим. В ПФ “Озенмунайгаз” после окончания моратория уволили 30 человек, а с начала забастовки в мае - 373. Как сообщает пресс-служба РД “Казмунайгаз”, отдел кадров “Озенмунайгаза” приступил к рассмотрению 3400 резюме, поданных жителями региона, претендующими на освобождающиеся места. Сами бастующие пока на увольнения реагируют спокойно.
- Мы бастуем и ждем, - сказал один из активистов Куаныш СИСЕНБАЕВ. - Когда время придет, все это аннулируется, я уверен. Мы готовы к переговорам, но работодатель на них не идет. Поэтому у нас все по-прежнему: каждый день выходим к офису АО “Каражанбасмунай”. Просто мирно стоим, плакатов или чего-то подобного у нас нет. Собирается от 1000 до 3000 человек примерно. Приходят не только рабочие, но и члены их семей.
Общественный деятель, в прошлом профсоюзный лидер Мухтар УМБЕТОВ, не берется предсказывать, к каким последствиям могут привести массовые увольнения.
- Конечно, печально, когда люди остаются без работы, - говорит он. - Те рабочие, которые бастуют, уже третий месяц не получают зарплату. Те же, кто работает, деньги получают - и довольно приличные. Так что идет еще и противостояние тех, кто работает, и тех, кто не работает. Прогнозировать, что будет дальше, все равно что гадать на кофейной гуще. Меня пригласили посредником со стороны коллектива по разрешению трудового спора. Но в те институты, которые создаются работодателем для урегулирования конфликта, лидеры независимых профсоюзов не приглашаются. Хотя, если бы мы там работали, все было бы намного эффективнее. Почему так происходит - я могу только гадать. Протестная масса неоднородна, в ней появилось несколько групп влияния. Но сформулировать единое мнение и довести его до руководства предприятий не получается. Возникло впечатление, что работодателю это не нужно, нынешняя ситуация его устраивает... Хотя есть нормальные предложения, которые можно было бы и внедрить.
Между тем в четверг в Актауском городском суде начался судебный процесс над юристом профсоюза работников “Каражанбаса” Натальей СОКОЛОВОЙ, которой инкриминируют разжигание социальной розни (часть 3 статьи 164 УК РК). В случае обвинительного приговора Соколовой грозит от 3 до 10 лет тюрьмы. Напомним, уголовное дело против нее возбудили по заявлению исполняющего обязанности президента АО “Каражанбасмунай” ЮАНЬ Му. По словам супруга Натальи Василия ЧЕПУРНОГО, судебное заседание объявили открытым, однако прессу - корреспондента немецкого издания и казахстанских журналистов - попросили удалиться.
- Реальных фактов о том, что Наталья разжигала социальную рознь, мы так и не получили, - заявил Чепурный. - На первом судебном заседании выступала сторона обвинения. Речь шла и о требовании бастующих применить коэффициент, который действует в нефтегазовой отрасли...
- Как чувствует себя ваша супруга?
- Наталья выглядит хорошо. Пообщаться нормально нам не удалось, мы в основном обсуждали рабочие моменты, потому что я выступал в качестве ее общественного защитника.
Вчера рабочие сообщили нам, что против профсоюзного лидера Акжаната АМИНОВА и других активистов не будут возбуждены уголовные дела по статье 153 УК РК (принуждение к участию в забастовке или к отказу от участия в забастовке).
- В четверг адвокат принес нам постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении меня, Акжаната Аминова, Натальи АЖИГАЛИЕВОЙ, а также ЧАЛАЕВОЙ и ЕРМАГАМБЕТОВОЙ за отсутствием в наших действиях состава преступления, предусмотренного статьей 153 УК РК, - сообщила сотрудница ПФ “Озенмунайгаз” Роза ТУЛЕТАЕВА.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

