Путь к победе лежит через желудок

В воскресенье финишировала 98-я супервеломногодневка “Тур де Франс-2011”. О ее итогах мы сообщали в предыдущих номерах (см. “Семеро невезучих”, “Из “Петли” - с надеждой”, “Время” от 23 и 26.7.2011 г.). Но “Тур”, или, как еще его называют, “Большая петля”, не только соревновательные успехи и разочарования, это еще и свой мир, окунуться в который мне довелось, побывав на заключительных этапах гонки.
“Тур де Франс” - соревнования коммерческие. Это значит, что велогонщики получают призовые от организаторов состязаний. Призовой фонд формируют многочисленные спонсоры, а также муниципальные власти населенных пунктов, по чьей территории проходят этапы. Например, чтобы 19-й этап стартовал в Модане, местная мэрия отстегнула в казну “Тура” порядка 170 тысяч евро. В нынешнем году призовой фонд составил 3 миллиона 412 тысяч 546 евро. Благодаря победе в генеральной классификации австралийца Кадэла ЭВАНСА из BMC Racing Team (США) его команда заработала 493330 евро. Эти деньги будут распределены между гонщиками и персоналом велогруппы (капитан по традиции в дележе призовых не участвует). Успехи казахстанской “Астаны” значительно скромнее - 11710 евро. Самый маленький навар у американской Radio Shack, которая по разным причинам в течение гонки потеряла четырех спортсменов, она получит 10540 евро. Немалую часть доходов в казну “Тура” приносит продажа сувенирной продукции, а также форма команд, участвующих в гонке. Ее можно купить везде, где проходит “Тур”. Майки и трусы казахстанской велогруппы пользуются здесь большой популярностью, даже несмотря на то, что цены довольно высокие.
В целом нынешняя “Большая петля” стала одной из самых жестких и травмоопасных. В течение состязаний пелотон потерял 46 райдеров, большинство из которых не доехали до финиша из-за полученных травм. Капитан “Астаны” Александр ВИНОКУРОВ, к примеру, улетев в кювет на 9-м этапе, сломал бедро. Сейчас дела Вино идут на поправку.
- Надеюсь, что через месяц начну ходить, - сказал он нам (подробное интервью с Александром читайте в субботнем номере нашей газеты. - М.В.).
- Я работал на “Турах” 20 лет, но еще ни разу не видел, чтобы столько гонщиков сходили с дистанции, - признался механик “астанчан” Хавьер ЛОПЕС из Испании. - Это происходит потому, что “Петля” просто переполнена лишними людьми и машинами, мешающими движению пелотона во время соревнований. Думаю, что организаторам пора позаботиться о безопасности на дорогах.
Травм и болячек, пожалуй, было бы значительно больше, если бы в каждой команде не было хорошего повара. В “Астане” это австралиец Фабер ДЖЕНИО. Он работает у нас первый год и еще ни разу не пожалел, что его пригласили именно в “Астану”.
- Со всеми у меня замечательные отношения, - говорит Фабер. - Я знаю, что предпочитает откушать каждый из ребят. Например, казахстанцы с удовольствием (за исключением Андрея ЗЕЙЦА) едят мясо и сладкое. Андрей, как и все европейцы команды, ест рис, гречку и пасту. У всех очень хороший аппетит.
- А кто из “астанчан” ест меньше всего?
- Француз Де ГРИГОРИО. Он ест мало, но часто.
- Не думаете ли вы открыть свой ресторан в Казахстане?
- Через год-другой я обязательно займусь этим. Думаю, что в нем будет не только вкусная кухня, но и интерьер, связанный с велоспортом. Я хочу, чтобы как можно больше людей приобщались к нашему виду спорта. И постоянно росла армия болельщиков.
К стати, о болельщиках: только на горе Галибье, где состоялся финиш 18-го этапа, собралось порядка 300 тысяч зрителей. Когда мы поднимались на нее, вокруг слышались возгласы “Вино” и “Казахстан”. Были здесь и наши болельщики, которые даже поставили лагерь по дороге на гору.
- Мы решили поддержать наших ребят, - говорит болельщик “Астаны”, назвавшийся Болатом. - С нами поклонники “Петли” из разных городов Казахстана. Всех нас объединяет любовь к велоспорту. Неважно, как завершится гонка для “астанчан”. Главное, что благодаря “Астане” о нашей республике узнают все больше и больше в мире.
В последнее время, когда иностранцы, узнав, откуда я, вспоминают не Сашу Коэна (британского комика, исполнителя роли Бората), а Сашу Винокурова. В Европе у него масса поклонников. В Пеньяроле мы встретили двух бельгиек, которые ходили с плакатом “Вино, возвращайся”. Они отказывались верить в то, что Саша больше не будет участвовать в профи-гонках.
Итак, “Тур де Франс-2011” завершен. Увы, для “Астаны” успешным его назвать нельзя. Однако впереди еще одна супермногодневка - испанская “Вуэльта”, которая пройдет в августе-сентябре. Возможно, тогда наша велогруппа покажет себя.
Михаил ВАСИЛЬЕВ, фото автора и с сайта www.astanafans.com

