7289

Мочалкин блюз

То, что Казахстан, по заявлению наших чиновников, стал одним из мировых лидеров по экспорту мочалок, конечно, радует. Двадцать лет суверенного развития страны, многочисленные тирады о вхождении Казахстана в список 50 конкурентоспособных стран мира, принятие форсированной индустриально-инновационной программы, как видно, не прошли даром. Теперь уже никто не может нас называть сырьевым придатком Запада и Востока, так как наши мочалки отнюдь не сырье, а предвестник инновационного взрыва в Казахстане. В скором времени 90 процентов казахстанского Национального фонда будет формироваться только за счет экспорта мочалок. Остальные жалкие 10 процентов останутся у нефтяников и прочих сырьевиков.

И если уже сейчас наши мочалки пользуются бешеным спросом, особенно в России и Европе, что говорить об их второй модификации в виде наномочалок, которые вообще можно будет использовать без воды и мыла. Это, разумеется, с воодушевлением будет встречено в тех регионах нашей необъятной родины, где чистую воду и душистое мыло люди чаще видят только по телевизору, если, конечно, там есть электричество и сам телевизор. В любом случае бизнес на мочалках хорошо укладывается в одну из целей форсированной индустриально-инновационной программы, которая делает акцент на усилении и специализации специфичных отраслей экономики. Вполне возможно, что в скором времени мы также станем лидерами по сублимационной сушке кобыльего молока, тем более что под это дело уже должны были построить завод и отобрать 300 кобылиц, которые пройдут сертификацию. И, наверное, все это хорошо. Наконец-то появятся товары с лейблом “Made in Kazakhstan”. А то кроме сырья и беглых олигархов его и ставить-то, в общем, некуда.

Но иногда возникает такое же ощущение, как у того зрителя в кинотеатре, которого завлекли хорошей рекламной кампанией, а в итоге на экране он увидел какое-то фуфло. И денег ему жалко, и потерянного времени. Так и в нашей индустриально-инновационной программе - что ни проект, то чуть ли не прорывной блокбастер. По крайней мере, с точки зрения бюджета. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы провалившуюся идею с производством казахстанского биотоплива из пшеницы и рапса. Была разработана целая концепция развития рынка биотоплива в РК на 2007-2010 годы. Успели даже построить один завод в Северо-Казахстанской области и планировали открыть еще два. Деньги потратили, а результат нулевой. Хотя какой еще итог мог быть в стране, где главное - процесс, а не результат. К тому же бароны нефтяных вышек и короли бензоколонок никому свой рынок уступать не собирались. Как говорится, поиграли и хватит! И, судя по отчетам Счетного комитета, эти игры в понты вылетают нам в существенную копейку. Так, в ходе анализа стратегических планов 11 государственных органов было установлено, что в них часто отсутствовало четкое видение целей и задач, влияющих на конечные результаты. При этом общая сумма нарушений при реализации государственных и отраслевых программ составила 72 млрд. тенге. Из 43 акционерных обществ с участием государства также по причине отсутствия четкой стратегии развития, профессионального менеджмента и принятия экономически невыгодных решений в управлении государственными активами убытков набралось на сумму 39,5 млрд. тенге. Из нашумевших историй можно вспомнить наезды на государственный холдинг “Зерде”, где Счетный комитет выявил неэффективное использование средств республиканского бюджета, которые шли не на прорывные проекты в телекоммуникационной сфере, а размещались на депозитах в банках второго уровня.

Учитывая то, что “Карта индустриализации” включает 469 проектов на сумму 8,3 трлн. тенге, соблазн их распилить и поделить под новые потемкинские деревни не оставит без работы проверяющие органы. К тому же интересно получить информацию, сколько из этих проектов реально заработали после торжественного открытия. Сколько тут же закрыли для того, чтобы исправить большое количество недоделок? А сколько вообще не будут работать по причине отсутствия энергетических мощностей, рынка сбыта или толковых специалистов?
Наверное, правы те шутники, которые по поводу нашей индустриально-инновационной программы сказали, что в результате ее реализации, возможно, кроме мочалок и кумыса в порошке мы еще будем экспортировать дизайнерскую нефть и инновационный газ. Не густо, если учесть, что к этому времени мы уже двадцать лет как будем осуществлять свой технологический прорыв. И есть подозрение, что и через 15 лет локомотивами экономического развития страны как были, так и останутся те же отрасли и предприятия, которые были построены еще в советское время, будь то нефтянка, металлургия и прочая таблица Менделеева. Причина проста. Отсутствие инновационного мышления у чиновников и  нашего крупного бизнеса. Ведь откаты надо брать здесь и сейчас. Они ждать не могут. Сегодня ты что-то там распределяешь, а завтра и тебя могут распределить. Поэтому надпись “Посторонним вход воспрещен!” всегда будет висеть перед носами казахстанских Биллов Гейтсов, Марков Цукербергов или Стивов Джобсов, пришедших к чиновникам с перспективной инновационной разработкой. И как бы ни призывали из Акорды сделать ставку на малый и средний бизнес в инновационном развитии страны, нашим чиновникам ближе к сердцу монументальные и дорогостоящие проекты. Если уж откаты не получишь, то, по крайней мере, бюджетные деньги в банки под проценты положить можно, чем грешили и грешат многие институты развития. Дошло до того, что не так давно из Астаны прозвучало предложение вернуть институты развития, которым выделены огромные государственные средства, в ведение министерств. Но это напоминает попытку поменять шило на мыло. Если уж наши чиновники с умом не могут потратить деньги сейчас, то можно ли ожидать того, что они с умом, без сырьевых ресурсов, смогут их заработать в будущем? Как говорится, сами не умеют и другим не дают сделать. Хотя велосипед изобретать не надо. Надо просто создать такие благоприятные условия, при которых казахстанский бизнес сам был бы заинтересован вкладывать деньги в технологии и инновации, а не пилить их на тендерах. Но такой инфраструктуры в Казахстане нет. Для институтов развития важно создавать имитацию бурной деятельности. Для профильных министерств писать красивые отчеты. Для банков, через которые идет льготное кредитование инновационного бизнеса, главным является сохранить сырьевых корпоративных клиентов. Для местных олигархов важно успеть урвать кусок побольше и в случае чего сбежать, пока не поздно.

Кто-то, конечно, может спросить: “Позвольте, а как же тот самый перечень инвестиционных стратегических проектов, состоящий из 29 объектов, который был утвержден постановлением правительства Казахстана еще в 2009 году?”. Действительно, там есть много интересных, в основном инфраструктурных проектов, хотя половина из них также связана с расширением и модернизацией еще советских предприятий. Что касается строительства новых заводов и предприятий, то большинство из них имеют такое же отношение к инновациям, как почтовые голуби к e-mail. Взять для примера производство дорожного битума или калийных удобрений. Продукция, конечно, необходимая, но к числу прорывных явно не относится. К тому же, как показывает практика, в наших условиях перерезание ленточек и полноценная работа предприятий во благо экономики страны, а не конкретного кармана являются двумя разными вещами. И, судя по всему, до тех пор пока на вопрос: “Почему на строительство очередного нового ультрасовременного мегаинновационного завода потратили столько же денег, сколько американцы израсходовали на всю свою космическую программу, включая несколько полетов на Луну?” - будет звучать ответ: “Чтобы никого не обидеть!” - мы так и будем играть свой “мочалкин блюз”.

Досым САТПАЕВ, политолог, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть