Честная форточка
Молодого художника Василия ДЕРГАЧЕВА коллеги в шутку называют форточником. Но не за криминальные наклонности, а за пристрастие к необычным рамкам для картин. Любым багетам Василий предпочитает... форточки.
Когда-нибудь канут в вечность частные алматинские хибары с дымящими трубами, барбосами-звоночками и непременной сиренью под окном. А значит, уйдут в небытие и вдохновляющие Василия форточки. Потому как бездушный пластик к настоящей картине не подходит ни при каком раскладе. Вдохновение дает только старенькая форточка, желательно неформатная, хранящая обильные следы истории в виде пластилина (вместо оконной замазки), трещин, многочисленных слоев облупленной краски, кусочков лейкопластыря (чтобы плотно закрывалась). И что такое стандартный замок пластика супротив самодельной, косо приставленной ручки и залапанного крючка? Именно в такую рамку хорошо вставляются и автопортреты, и лирическая обнаженка.
Первую форточку, которой суждено было стать рамкой для картины, Василий увидел на даче у друга. Друг оказался настоящим и, когда узнал, что художнику видится в этой щербатой упаковке его картина, без разговоров снял имущество с петель и отдал на алтарь искусства. Потом Василий с товарищами по арт-объединению “Мастерскай” стал превращать сбор форточек в целый ритуал.
- Это же само по себе уже целое действие, - рассказывает Василий. - Мы приходим ранним утром туда, где стоят дома, приготовленные для сноса, выбираем и снимаем эти форточки. Каждая из них совершенно индивидуальна и неповторима. Правда, иногда кажется, что никогда не отмоются руки после таких экскурсий. Мне не нравятся простые пластмассовые рамки, не вижу я свои картины и в обрамлении помпезного багета. А в форточках есть главное - они какие-то честные. Они сразу делают работу близкой и понятной зрителю.
Дальше - больше. Теперь все друзья знают, что лучший подарок для Василия - это пара-другая раритетных форточек. Например, на день рождения ему подарили прямо набор - средство для мытья стекол и стопку потенциальных рамочек.
- Правда, иногда у меня создается ощущение, что люди решили сбыть мне весь хлам, который у них накопился. После того как наше объединение приняло участие в нескольких выставках, ко мне стали звонить и предлагать не только форточки, но и старые колеса от велосипедов и вообще все то, что завалялось дома. Меня это немного достало, честно говоря.
Форточные картины уже успели поучаствовать в нескольких выставках в Алматы и Астане. Василий уникален еще и в этом - когда ему с друзьями хочется показать свои работы, он легко и просто устраивает это вопреки распространенному мнению, что в Алматы за так никто ничего не сделает.
- Мне кажется, в южной столице сейчас достаточно много интересных мест, - уверен Василий, - камерных театров, кафе, клубов, где молодые художники запросто могут устроить свою выставку. В конце концов можно сделать онлайн-галерею или свой сайт. Вообще не вижу проблемы. Конечно, выставка в галерее или музее более весома, но если вы хотите показать свои работы, то сделать это не так уж сложно. Например, наше молодое арт-объединение уже трижды проводило выставки.
- Не постигнет ли вас творческий кризис, когда закончится застройка города и невозможно будет найти достойную форточку?
- Пока недостатка в материале я не ощущаю. В крайнем случае придется на старых дачах искать то, что нужно. Думаю, этот ресурс неисчерпаем.
- Гуру современного искусства уверены, что холст умер, как и фигуративная живопись. Ваша страсть к форточкам - это тоже протест?
- Никакого протеста нет. Вообще неважно, картонка в форточке или холст в багете, главное, чтобы тебе было что сказать, и не про окружающий мир в целом, а про себя. Потому что каждый художник исследует в первую очередь самого себя.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы,тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

