Акция прикрытия
Следствие по поводу смерти курсанта спецкурса Академии МВД РК Ислама НАЗАРОВА (на снимке в форме), случившейся в Алматы в начале января, за минувшие полгода не продвинулось ни на шаг. Зато родственники погибшего курсанта в ходе предпринятого ими самостоятельного расследования сумели получить массу информации.
Напомним, 7 января 2011 года курсант Назаров был обнаружен лежащим на земле в алматинском микрорайоне “Жулдыз-2”. Он был доставлен в больницу, где скончался в реанимации от многочисленных травм. Отцы-командиры поспешили объявить это самоубийством, объясняя, что курсант прыгнул с крыши пятиэтажного дома из-за несчастной любви. Однако в этой истории было так много нестыковок, что родственники Ислама заподозрили руководство академии в желании скрыть истинные обстоятельства его гибели. После вмешательства заместителя генерального прокурора РК Аскара СЕКИШЕВА 12 января им удалось добиться проведения в Петропавловске повторной судебно-медицинской экспертизы. В этот же день в ДВД Алматы было возбуждено уголовное дело по статье “доведение до самоубийства”. Впоследствии в вещах Ислама была обнаружена записка: “Меня бьет Шарипбек”. Также родственники установили, что деньги со счета Ислама снимались кем-то через банкомат уже после его смерти. И вдобавок две sim-карты, о которых Ислам говорил, что они “сломались”, исправно продолжали функционировать, и по его телефонным номерам кто-то отвечал родственникам и тут же отключался (см. “Курсанта дома не дождались”, “Не их уровень?” и “Слишком много секретов”, “Время” от 11 и 12.1 и 24.2.2011 г.).
За минувшее время, по словам сестры Ислама Гульмиры НАЗАРОВОЙ (на снимке с братом накануне его поступления в академию), ей окончательно удалось выяснить, что материалы проверки, проведенной службой собственной безопасности Академии МВД, являются по сути дезинформацией: - Курсанты Гульмаржан ШЫНАЗБЕКОВА, Нурсултан АМАНОВ и Сейлхан МЕЙРАМБЕКУЛЫ давали показания, будто бы Ислам в последнее время был очень расстроен из-за разрыва с любимой девушкой и после получения соответствующей эсэмэски ходил сам не свой. Шыназбекова даже показывала нашим родителям две фотографии “виновницы”, обнаруженные в вещах Ислама! Но мы-то знали, что никакой девушки у него в тот момент не было, и впоследствии выяснили, что на этих фото изображены две его одноклассницы, с которыми у него были приятельские отношения. И эсэмэски никакой в телефоне не оказалось. Кому понадобилось все это придумывать?
Гульмире также удалось связаться по Интернету с одним из сокурсников брата, который сообщил ей, что официально никогда не согласится дать показания... Но письмо со своим видением ситуации прислал. И если уровень грамотности этого будущего офицера МВД способен огорчить даже преподавателя начальных классов коррекционной школы (мы приводим текст в первозданном виде), то информации в его послании оказалось много: “я скажу вам что сам не умер его довели турганов и шарипбек и другие юко его каждый день избевали и отобрали телефон и деньги и еще он спал с отверткой каждый ден потому что он боялся от них. он мне сам говорил что хочет отчислиться но я его уговорил. еще его выстовили перед всем курсом и говорили что он не достоин типа стукач даже баян амирова знает об этом которая отчислилась, даже она сама получила от этих юко ее тоже застовили не говорит об этом. так что сами знаете что делать с ними но у них на шейе весит его смерть”.
- Мне удалось переговорить еще с несколькими курсантами, - говорит Гульмира, - и все они рассказали, что их там угнетала компания из 8 выходцев с юга Казахстана, которой верховодил этот Нурсултан ШАРИПБЕКОВ. Они били ребят, отбирали деньги и телефоны, и у Ислама тоже телефон отобрали.
Со следствием все это время происходило странное. Как рассказал адвокат Султан ИБРАГИМОВ, записку про Шарипбекова он передал следователю Мухаметкалиеву еще в феврале:
- Следователь мне жаловался, что руководство академии из-за режима секретности не дает ему разрешения опрашивать курсантов под их настоящими именами и фамилиями. И поэтому он не может установить личности вызываемых на допрос лиц, как это положено, потому что они представляются ему… под номерами. А Шарипбекова ему удалось опросить только в мае. Тот рассказал, что ничего не знает, и расследование дела уже во второй раз было приостановлено за “неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности”. Кстати, этот курсант оказался единственным, кто был допрошен под своей настоящей фамилией. Все остальные так и проходят в деле под номерами, и следователь сам не знает, с кем он беседовал. Может быть, это вообще посторонние люди.
Гульмире Назаровой удалось связаться и с упомянутой в письме Баян АМИРОВОЙ. Уже отчислившаяся из академии девушка, по ее словам, перепугалась не на шутку:
- Она мне сразу заявила, что ничего говорить не будет. А потом добавила: мол, ничего не знает. Впоследствии она больше трубку не брала, боялась.
Количество странностей в этом деле, сообщает Гульмира, зашкаливает:
- Когда родители приехали за телом Ислама, начальник следственного отдела ОВД Турксибского района Алматы Меержан САГУНОВ рассказал им про женщину по имени Жамиля, обнаружившую моего брата. Согласно ее показаниям, он тогда набрал чей-то номер телефона, но говорить не смог, потому что потерял сознание. Сагунов дал родителям номер телефона этой женщины, однако потолковать с ней так и не удалось. Какой-то мужчина, представляясь ее мужем, ответил, что она срочно куда-то уехала. А вот следователь Мухаметкалиев заявляет: ему о таких показаниях ничего не известно. Он не стал выяснять, что за номер набирал тогда мой брат, и вообще за все это время он даже не удосужился получить распечатку звонков с телефона брата. Он не хочет выяснять, кто пользуется до сих пор sim-картами Ислама, и так и не установил, кто же снимал деньги после его смерти с карточки!
Более того, результаты повторной экспертизы, которой с таким трудом удалось добиться родственникам, до сих пор лежат в Петропавловске невостребованные.
- В мае следователь заявил мне: эта экспертиза ему вообще не нужна, потому как она, дескать, сделана… в нарушение закона, - рассказала Гульмира.
Однако 22 июля при мне на вопрос адвоката Ибрагимова об экспертизе Мухаметкалиев в телефонном разговоре ответил, что будто бы еще в мае послал в Петропавловск соответствующее требование, но вот беда, оно, наверное, где-то затерялось…
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479,e-mail:mukomol@mail.kz
фото из архива Назаровых

