Чувствуется не очень благожелательное отношение к эмигрантам
Очевидцы-казахстанцы о терактах в Норвегии.
Наши соотечественники лишь по счастливой случайности не пострадали в теракте в минувшую пятницу в Осло. В понедельник все трое наших собеседников - бывшие и нынешние граждане Казахстана - приняли участие в акции памяти, проходившей по всей Скандинавии. Казахстанцы, которые выехали в Норвегию на работу, учебу или на постоянное место жительства, рассказывают: норвежцы до сих пор не могут поверить, что этот импозантный молодой человек - Андерс Брейвик - оказался безжалостным убийцей.
Тамара ЖУНУСОВА по контракту работает в Осло уже четвертый год. Она живет рядом с правительственным кварталом в центре города, где в пятницу прогремел взрыв.
- Я как раз ехала на метро домой, и буквально за минуту до прибытия нашего поезда произошел взрыв, когда я вышла наружу, там уже царили хаос и паника, - рассказывает Тамара. - Люди стояли в недоумении. Стали стягиваться силы полиции, говорили, что нужно ждать еще взрывов. Никто не знал, где они возможны, поэтому в первую очередь проверяли административные здания, потом туда стянули военных. Сразу стали грешить на то, что теракт носил исламистский характер (здесь есть эмигрантские районы, где проживают выходцы из Пакистана, Ближнего Востока, Чечни и Афганистана), туда все силы и бросили. Никто даже представить себе не мог, что в это время на малюсеньком острове этот ультраправый националист расстреливал беззащитных детей! Они не могли дозвониться в полицию, кто-то успел позвонить родителям, и родители уже позвонили в полицейское управление в Осло. Помощь шла полтора часа.
Акмаржан КАСМАГАНБЕТОВА приехала в Норвегию в конце июня - на учебу в летней школе при университете Осло. Акмаржан повезло: студенческий кампус находится на окраине города - 15 минут на метро до центра. Но даже оттуда были видны клубы дыма, рассказывает студентка.
- Первая реакция - шок. Потом звонили из нашей дипмиссии - спрашивали, как мы, советовали не выходить в город. Мы пришли в понедельник на занятия и почувствовали сразу, как изменились сами норвежцы. Несмотря на их традиционную невозмутимость, то, что произошло, их потрясло. Одна из наших преподавателей пришла на занятия в черной траурной одежде, - вспоминает Акмаржан. - Она все повторяла: “Это уму непостижимо, что наш соотечественник так поступил - и не с кем-то, а со своими земляками”.
- Сразу после этой трагедии в соцсетях стали появляться различные высказывания, в том числе и тех, кто поддерживает террориста, - рассказывает Нурлыбек КАЛИГОЖИН, наш бывший соотечественник, который уже 11 лет постоянно живет в Норвегии. - Кто-то написал, что Брейвик - показательная ролевая модель, то есть человек, на которого можно равняться. И это пугает... Здесь чувствуется не очень благожелательное отношение к эмигрантам, особенно из стран Ближнего Востока. В первые часы после взрыва в правительственном квартале, по всем местным телеканалам выступали эксперты, которые искали следы “Аль-Кайеды”. Каково же было их изумление, когда стало ясно: убийцей оказался их земляк, европеец...
Как уже сообщалось, суд над террористом проходит в закрытом режиме, несмотря на то, что тот требовал доступа на процесс средств массовой информации. Таким образом, власти лишили Андерса Брейвика трибуны, с которой он мог бы пропагандировать собственные шовинистические идеи. Тамара Жунусова рассказывает:
- Хотя процесс был закрытым, у здания суда собралось очень много людей. Они возмущены, они даже готовы устроить самосуд. Именно поэтому Брейвика завели в здание тайно, через заднее крыльцо. А премьер Норвегии призвал не отвечать на агрессию еще большей жестокостью”.
В понедельник по всей Скандинавии прошли акции памяти жертв. По всему городу, рассказывают казахстанцы, остано-вили движение транспорта, приспустили флаги, и люди несли розы - символ правящей в стране партии. Наши соотечественники тоже отдали дань памяти безвинно погибшим.
По улицам крупнейших городов страны с факелами прошли сотни тысяч людей. По словам Нурлыбека Калигожина, в общей сложности их было около 150 тысяч человек. Так люди выразили поддержку родным и близким погибших в двойном теракте.
- В правительственном квартале сейчас нельзя работать - там все блокировано полицией, обломки зданий не разобраны еще, - рассказывает он. - Но надо отдать норвежцам должное: они достаточно быстро решили проблему рабочих мест для двух тысяч служащих. В понедельник их временно раскидали по другим районам Осло и департаментам. Еще неделя им нужна, чтобы разобрать завалы, пока даже неясно, нет ли под ними еще погибших.
Марина АМИРОВА, фото Акмаржан КАСМАГАНБЕТОВОЙ, Алматы

