Не проходите мима!
Мое знакомство с известным петербургским мастером классической пантомимы Сергеем ВАСИЛЬЕВЫМ (на снимках), больше известным под сценическим именем Sinto, произошло на крыше Алматинского дома художников, где он проводил один из своих перформансов. В южную столицу мим прибыл, чтобы познакомить алматинцев с древним языком тела, а также провести несколько мастер-классов и тренингов.
Когда мы прибыли к месту встречи, небо затянуло тучками, и начал накрапывать дождик.
- Это я вам дождь привез из Питера, - смеется Sinto, накладывая грим для выступления.
- Почему крыша? - интересуюсь я.
- Я люблю крыши, потому что с высоты видишь город в другом ракурсе. Если бы мог, то, наверное, и жил бы на крыше. У меня есть проект “Тот, кто чистит звезды”, вот я и решил проверить: правда ли, что в Алматы самые яркие звезды. Жаль, погода подвела…
Впрочем, дождик не напугал Sinto, а скорее, наоборот, добавил в его выступление некую изюминку. Sinto бесстрашно сражался с ветром, ловил капли дождя, выпускал в небо голубя и лазил по лестнице к звездам.
- До 9-го класса думал, что буду шофером, в 11-м классе решил быть программистом, а потом случайно попал в училище культуры и искусств на факультет режиссуры праздников и стал артистом, - рассказывает Сергей. - О том, чтобы стать мимом, не мечтал, но однажды оказался на мастер-классе по пантомиме и стал пробовать самостоятельно заниматься. В училище ездил на такси и, пока ловил машину, все время тренировался. Правда, серьезно о пантомиме не думал. В 2003 году поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на режиссера драмы к мастеру Владимиру МАРКОВУ, и где-то на третьем курсе он сказал: ты - мим. Стал искать педагогов, и мне посчастливилось попасть к Елене МАРКОВОЙ, ученице великого Марселя МАРСО. И тут для меня открылся целый мир! Ведь мы привыкли воспринимать пантомиму как эстрадный жанр. На самом деле это искусство драматического актера, который владеет телом.
Человек в черном завораживал своей лунной походкой под дождем. Казалось, образы рождаются из ниоткуда. Вот он умело пародирует нашего фотокорреспондента, а через мгновение уже поднимается вверх по канату за звездой.
- Пантомима - путь внутренних страданий, - продолжает разговор Sinto. - У знаменитого московского мима Валерия ШЕВЧЕНКО есть такие слова: “Пластично кривляющийся человек - это еще не мим. Мим - это актер, монах, заточивший себя сознательно в пространство молчания”. На самом деле мимы - грустные люди. Меня часто спрашивают: любого ли человека можно научить пантомиме? Технике - да, но не каждому дано оживлять образы. Можно научить владеть стилистикой, но она будет неживой. Пантомима - это чарующее искусство образности. В последние несколько лет в Питере наблюдается некий ажиотаж вокруг искусства владения языком тела. Можно встретить молодых людей в гриме, костюмах, которые ничего не умеют, но называют себя мимами. Несколько лет назад друзья попросили меня провести свадьбу. Естественно, возвращался домой навеселе и увидел группу людей, “шифрующихся” под мимов. Я не удержался, вышел к этим ребятам и стал их передразнивать. В итоге зрители стали аплодировать мне, а “артисты”, смутившись, убежали. …Увы, искусство мима ценится весьма дешево. Когда я работал в театре, мне платили 300 долларов в месяц. Подрабатывать не было возможности: мы постоянно были заняты в постановках. Пришлось уйти на контракт - участвовать в спектаклях театра, время от времени приходя на репетиции. Сейчас я получаю за спектакль 700 рублей, на ваши деньги - где-то 3,5 тысячи тенге. И это еще высокая ставка. Поэтому мы работаем на улицах. За час такого интерактива платят сто долларов. Во время выступлений мне нравится пародировать качков: как они идут, широко расставив руки. Сталкивался ли я с агрессивной реакцией? Нет. Люди, когда видят себя со стороны, как правило, улыбаются. У вас в Алматы меня пригласили выступить на одном мероприятии. Во время номера замечаю: мама с малышом на руках стоит и смотрит на меня как завороженная. Я решил пообщаться с ней напрямую, но неожиданно увидел страх на лице ребенка. А мама так увлеклась творческим процессом, что не слышала, как ее ребенок плачет. Она подходила ко мне все ближе и ближе. Пришлось остановить ее, потому что малыш уже орал во весь голос…
...Дождь закончился. Мим тяжело опустился на скамейку и затянулся сигаретой. Это был уже не Sinto, а просто Сергей - уставший улыбающийся человек. Но как только фотографы защелкали затворами, он мгновенно преобразился. Не проходите мима, люди!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

