Шпионские страсти
Официальный Тбилиси обнародовал признание ещё одного из трёх арестованных по подозрению в шпионаже в пользу России фотографов
В минувший понедельник грузинская прокуратура распространила показания одного из задержанных фотографов, Георгия АБДАЛАДЗЕ. Напомним, вместе с ним были задержаны личный фотограф президента Грузии Ираклий ГЕДЕНИДЗЕ, его супруга фотограф Натия ГЕДЕНИДЗЕ и фоторепортер EPA Зураб КУРЦИКИДЗЕ. Всю четверку обвиняют в шпионаже в пользу России. Всем, кроме Натии Геденидзе, тбилисский городской суд избрал предварительное заключение в качестве меры пресечения.
![]() |
![]() |
![]() |
Как сообщила грузинская прокуратура, в субботу Абдаладзе был допрошен в присутствии его личных адвокатов. Прокуратура также заявила, что 14 июля показания в присутствии адвокатов дал Зураб Курцикидзе. А почти за неделю до этого, 9 июля, МВД Грузии распространило показания Ираклия Геденидзе, где он говорит о том, что Курцикидзе потребовал от него информацию, “не связанную с его профессиональной деятельностью”, после чего Геденидзе “догадался”, что речь идет о работе на спецслужбы.
По заявлению прокуратуры, решение обнародовать признательные показания Абдаладзе было принято из-за большого интереса к делу фотографов со стороны общественности. На видеозаписи Абдаладзе говорит, что его вынудили пойти на сотрудничество спецслужбы самопровозглашенной республики Южная Осетия в 2002 году, после того как он был задержан на ее территории. По его словам, его вместе с шофером задержали в приграничной деревне Эргнети, после чего их привезли в Цхинвали, где несколько человек избивали его примерно в течение полутора дней.
Абдаладзе сказал, что его вынудили подписать признание о том, что якобы он готовил диверсионные акты на территории Цхинвали, после чего перевезли в другое здание, где его встретили двое российских военных.
“Они положили передо мной на стол фотографии моих братьев и моей матери и сказали, что в случае отказа (от сотрудничества) моя семья будет ликвидирована”, - рассказал Абдаладзе.
По словам Абдаладзе, он согласился сотрудничать с ними и подписал контракт. Он также рассказал, что в 2007 году, когда начал работать фоторепортером в пресс-центре парламента и снимал встречи спикера с официальными гостями, Зураб Курцикидзе сказал ему, что “тоже работает на одно из агентств России”, напомнив о произошедшем с Абдаладзе в Цхинвали. Курцикидзе, по его словам, попросил предоставлять ему фотографии и стенограммы. Снимки официальных встреч министра иностранных дел, по словам Абдаладзе, он периодически предоставлял Курцикидзе с тех пор, как стал работать в МИД Грузии.
До сих пор Георгий Абдаладзе заявлял о своей невиновности. Из камеры предварительного заключения он передавал обращения и письма, в которых говорил, что “готов пожертвовать собой” ради правды и защиты свободы слова.
Адвокаты, которые присутствовали при допросе Абдаладзе, сомневаются в том, что он дал показания добровольно. Адвокат Эка БЕСЕЛИЯ считает, что на него было оказано психологическое давление.
“В этих показаниях много неточностей и неправильных фактов. Позднее станет ясно, что этого признания недостаточно для доказательства вины”, - сказала адвокат.
Между тем сомнение в версии правоохранительных органов выражают и грузинские журналисты, которые буквально со дня ареста фотографов проводят акции, требуя от властей опубликования доказательств виновности арестованных.
Ряд изданий опубликовал обращение, под которым подписались более сорока организаций - СМИ и журналистских объединений.
Грузинские журналисты обращаются к властям Грузии с призывом учесть письменное ходатайство журналистов и общественных деятелей и освободить фоторепортеров на поруки, а также сделать материалы дела публичными.
В понедельник некоторые издания и информационные агентства выразили свой протест, опубликовав вместо фотографий надпись “Протест”.
Однако представители правительства заявляют, что дело фотографов не имеет ничего общего с вопросом свободы прессы в стране и в деле довольно веские доказательства их виновности.
“В деле крайне тяжелые доказательства, - сказал журналистам министр иностранных дел Григол ВАШАДЗЕ. - Интересно, принесут ли извинения нашим правоохранителям журналисты, когда в суде прояснятся все те доказательства, которые имеются сейчас в деле”.
Нина АХМЕТЕЛИ, Би-би-си, Тбилиси




