11078

Щебень преткновения

Автомагистраль Западная Европа - Западный Китай может оказаться очередным котом в мешке

Мы уже не раз писали о сомнительном качестве дорожного покрытия на одном из участков стратегической автомагистрали Западная Европа - Западный Китай (см. “Проект века дал трещину”, “Проект века с двухгодичной гарантией”, “Время” от 16. 6 и 14. 7. 2011 г.). Министерство транспорта и коммуникаций на удивление конструктивно и решительно отреагировало на наши публикации. На место скандала в Жамбылскую область выехал сам председатель комитета автомобильных дорог Минтранскома Замир САГИНОВ и попросил, чтобы мы с нашим экспертом показали ему все проблемные места строящейся автомагистрали.

На участке в Байзакском районе нас уже ожидали десятка два представителей фирмы KCC E&C/Zhambyl Zhol Kurylys и контролирующей компании СМЭК в ярко-салатных жилетах. Вместе мы стали осматривать трещину. Первый вопрос, который мы задали инженеру по надзору за строительством компании СМЭК Даку ДЭВИСУ:

- Это норма или нарушение технологии?
- Подобные трещины образуются от несвоевременной нарезки температурных швов, - уклончиво ответил г-н Дэвис.

- А кто должен следить, чтобы нарезка была своевременной?
На помощь замявшемуся австралийцу пришел инженер по качеству этой же фирмы (она хоть и австралийская, но работают там наши граждане) Юрий ЮЛДАШЕВ:
- Здесь виноваты климатические условия…
- Трещина возникла из-за того, что подул теплый ветер… - добавил кто-то из присутствующих.
- Мы про эту трещину знали, - включился в разговор Замир Сагинов. - Бывают такие трещины. Но работы на этом участке еще не оплачены.

- То есть можно надеяться, что дорога будет сдаваться без трещин?
- Можете в этом не сомневаться!

Что ж, как говорится, ловим на слове! Следующий наш пункт - бетонный завод компании КСС. Останавливаемся у складированного щебня. И вот здесь между представителями фирмы (тоже нашими людьми) и независимым экспертом Виктором ЧЕРЕДНИЧЕНКО возник серьезный спор. Признаемся сразу: дискуссия велась хоть и не на языке родных осин, но с применением весьма специфической строительной терминологии - так что дословно передать ее довольно сложно. Если все же попытаться изложить суть спора, то Виктор Николаевич говорил, что подобный слабодробленый камень не даст качественного покрытия. Работники компании, напротив, уверяли: нынешние новые технологии позволяют использовать и такой щебень.
Тогда Замир Сагинов предложил поискать истину с помощью лабораторных испытаний. На том и порешили. Отобрав образцы, все дружно отправились искать независимую лабораторию. Обратились сначала в одну, но после получасового ожидания получили мешки с образцами обратно: дескать, лаборатория не аккредитована и не может проводить анализ. Тогда решено было вновь прибегнуть к услугам лаборатории филиала “Южный-3” АО “Стекольная компания “САФ”, уже анализировавшей щебень и признавшей его некондиционным. Результат оказался готов через два дня - в понедельник, 18 июля. И был он просто превосходный: процент содержания дробленых зерен в щебне - 92,7, марка дробимости, как и положено, - 1000. Спрашивается, почему? Ведь месяц назад та же самая лаборатория выдала совершенно иную марку дробимости щебня (взятого канадцем казахстанского происхождения Александром ПЕКЕРОМ из-под бетоноукладчика) - 600.

Примечательна была реакция на испытания Чередниченко и Пекера. Виктор Чередниченко: “В цифру 92,7 я не верю. У меня глаза еще есть…” Александр Пекер: “Быть такого не может! Через пару недель я снова буду в Казахстане и готов участвовать совместно с представителями КСС в новой проверке!
И тут выяснилось самое интересное: в лаборатории почему-то не осталось контрольных образцов! Как такое случилось, поясняет представитель ОО “Таразский пресс-клуб”, ведущего мониторинг строительства дороги, Светлана КОШЕЛЕКОВА (она сдавала образцы на испытания):
- Мы сдали на пробы два мешка: с щебнем и цементом, находившиеся в нашей машине, а мешки, которые держали у себя представители компании КСС, почему-то оказались не опломбированы. Я выступила против того, чтобы испытывать материал из открытых мешков. И в итоге вышло так, что щебня очень мало и на контрольные образцы не остается…
Словом, и нам, и высокому гостю из Астаны, что называется, подсунули кота в мешке…
А вчера нам позвонил Замир Сагинов, поблагодарил нашу газету за деятельное участие в инспектировании качества дороги и заверил, что готов и впредь участвовать в любых испытаниях в любой лаборатории. Ну кто б сомневался!
Мы, кстати, тоже на достигнутом не остановимся.

Галина ВЫБОРНОВА, vibornova@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область

Поделиться
Класснуть