К гадалке не ходи!
В Алматы суд присяжных осудил молодую девушку на основании явки с повинной, не подтвержденной какими-либо доказательствами, и... предсказания гадалки
24-летняя Оксана КИМ попала под пристальный взгляд полицейских в июле прошлого года, спустя 1,5 месяца после вооруженного нападения двух неизвестных парней на ее родного дядю Станислава. Он был ранен в голову из травматического пистолета возле подъезда собственного дома, несколько недель провел на больничной койке.
Первые подозрения, кто и зачем пытался его убить, у Станислава появились, когда в том же самом дворе уже после выписки из больницы он увидел парня, похожего на того самого стрелка, и снял его на видео. Запись тут же оказалась в распоряжении полицейских. Подозреваемым оказался 18-летний Виталий КАН, которого Бостандыкский райотдел полиции объявил в розыск. Задержали Виталия только в ноябре.
А пятью месяцами ранее в разработку оперативников попала родная племянница потерпевшего, Оксана, на причастность которой к покушению семье Станислава указали... ясновидящие. Об этом Станислав говорил как во время следствия, так и в суде, ссылаясь на неприязненные отношения между родственниками: дескать, родня ему завидовала.
По словам адвоката осужденной Оксаны Ким, Вадима АНИЩЕНКО, разговоры семьи потерпевшего о гадалках присяжные всякий раз воспринимали с улыбкой.
- Главной версией следствия стала попытка заказного убийства, в котором Оксане отводилась роль заказчицы, а Виталию Кану - исполнителя, - говорит Вадим Анищенко. - Первой в стенах полиции оказалась Оксана. 13 июля 2010 года оперуполномоченный Бостандыкского райотдела полиции Айдар КАМБАР обманным путем вывез ее в отдел - якобы у нее краденый телефон. То есть уже тогда Оксану подозревали в совершении преступления, однако об этом она узнала уже в полиции, где в тот день ее продержали почти 10 часов. Камбар пообещал ее отпустить, если она напишет признательные показания. Ее предупредили: в противном случае она будет задержана. Какой выбор сделает человек, впервые оказавшийся в стенах полиции в качестве подозреваемого? Под диктовку Камбара она написала чистосердечное признание, выдумав обстоятельства совершенного ею преступления: сумму, заплаченную “киллеру”, какую-то подружку Дину, у которой заняла деньги на убийство дяди, какого-то парня по имени Ернар, в чьем присутствии исполнителю передавались деньги. Аналогичным способом явка с повинной была взята и с Виталия Кана: дескать, Оксана уже указала на него как на исполнителя покушения. То есть оба теперь уже осужденных молодых человека должны были указать друг на друга. Оксана это сделала, а вот Виталий за время следствия и судебного разбирательства ни разу не упоминал Оксану как заказчицу преступления. По его утверждению, он с ней даже не был знаком!
По словам адвоката Анищенко, оперуполномоченный Бостандыкского районного отдела полиции Камбар и в суде не отрицал, что вывез Оксану из дома обманным путем, намереваясь взять с нее показания о покушении на потерпевшего.
- Я сам в прошлом следователь, руководил следственным отделом полиции, - говорит г-н Анищенко. - Но никогда не направлял в суд дело, в котором вина доказывалась ничем не подтвержденной явкой с повинной. В случае с Оксаной этот документ вообще не мог являться доказательством ее вины: по статье 179 УПК РК явка с повинной - добровольное заявление лица о совершенном им преступлении, когда в отношении этого лица еще не выдвинуто подозрение или не предъявлено обвинение в совершении преступления. То есть на тот момент, когда Оксана чистосердечно призналась, она уже была под подозрением. Причем эта явка с повинной не была соответствующим образом закузирована, и, стало быть, расследование велось на основании процессуально не существующего документа!
Исключить явку из доказательств вины Оксаны адвокаты пытались несколько месяцев: подавали жалобы в прокуратуру, однако настойчивость защитников подозреваемой привела к тому, что в декабре ее… арестовали. Тогда расследование преступления по настоянию потерпевшего прокуроры передали в управление криминальной полиции ДВД Алматы.
- Как только Оксану задержали, с нее точно таким же путем уже в ДВД стали требовать признательные показания: снова были обещания отпустить, помочь. И она вновь написала явку с повинной. Как и в первый раз, рядом с ней не было адвоката, - утверждает Вадим Анищенко. - Беседы оперативников ДВД с моей подзащитной записывались на видео, Оксане постоянно твердили: признайся в покушении на дядю - и тебя отпустят. Даже судебные эксперты, проводившие психологическую экспертизу этого видео, подчеркнули: подозреваемой внушалась надежда. Что это как не психологическое давление? Несмотря на явные, я бы даже сказал, вопиющие нарушения, обе явки стали единственным доказательством вины моей подзащитной. При этом до сих пор не установлено, правду ли она написала или это оговор. В частности, не нашли полицейские ни ее подружки Дины, у которой она занимала деньги, потому что это несуществующий персонаж. Не выяснили, кто такой Ернар. Кроме того, не подтвердились ее показания о телефонных переговорах с исполнителем Виталием Каном: звонков между заказчицей и исполнителем не зафиксировано. Все указывает на то, что Виталий и Оксана не только не были в сговоре, но даже не знают друг друга! Самое главное, не установлен мотив преступления - за что Оксана хотела убить своего дядю. Он говорит о неприязненных отношениях, а подтвердить этого не смог. Все время ссылался на гадалку.
По словам мамы Оксаны, Анны ЛИ, меньше года назад похоронившей мужа, она пыталась выяснить у деверя, за что он оговорил племянницу, но Станислав непреклонен: он дал полиции зацепку, и если его подозрения подтвердились, значит, Оксана виновна.
Оглашение приговора откладывалось трижды, и 6 июня 2011 года присяжные наконец вынесли вердикт: Оксана и Виталий виновны в покушении на убийство. Это преступление является особо тяжким, за него Уголовный кодекс предусматривает не менее 10 лет лишения свободы, однако судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматы Изольда ВИ назначила обоим осужденным по 5 лет лишения свободы в колонии общего режима.
- Я многое в своей адвокатской практике видел, но чтобы за организацию заказного убийства группой лиц дали всего 5 лет - с подобным я сталкиваюсь впервые, - говорит Вадим Анищенко. - С чего такое снисхождение, если речь идет об отпетых уголовниках: один решил за 2 тысячи долларов убить человека, другая - исключительно из зависти - хотела избавиться от родного дяди?
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Анны ЛИ, Алматы
От редакции Мы не собираемся ставить под сомнение справедливость вынесенного судебного решения, но в казахстанской судебной практике есть прецеденты, когда Фемида оправдывает подсудимых, оговоривших себя в явке с повинной под давлением следственных органов, не собравших необходимых доказательств вины. Так, в Северо-Казахстанской области в 2003 году все судебные инстанции оправдали Бейбита ГАБДУЛЛИНА, которого полиция обвиняла в несовершенном убийстве.
Хочется верить, что описанная нами история не имеет ничего общего с хрестоматийным высказыванием Феликса ДЗЕРЖИНСКОГО: “Если вы еще не сидите, то это не ваша заслуга, а наша недоработка”.

