8835

Тачка невозврата

Две недели минуло со дня, как официально вступил в силу кодекс Таможенного союза. С первого июля страна растаможивает товары и услуги, в том числе и автомобили по новым ставкам. А инициативная группа автомобилистов, которые уже несколько месяцев не могут получить свои машины, куп­ленные за границей, безуспешно ищет пути выхода из сложившейся ситуации.

Мы встретились с членами инициативной группы Кайратом ТЛЕУБАЕВЫМ и Евгением КВИТКО и поинтересовались, как обстоят дела с растаможкой.

- Где сейчас находятся машины?
Кайрат Тлеубаев: В Иране. Точное количество - 61 автомобиль. Иран не хочет выпускать их со своей территории. Причины нам непонятны. Мы сделали запрос в иранское посольство и написали письмо президенту этой страны с просьбой посодействовать нам и выяснить, почему с нас через всяких посредников транспортные компании требуют деньги за то, чтобы машины могли наконец-то выехать.

- Сколько денег с вас требуют?
К.Т.: Озвучивают совершенно разные цифры. Неподъемные. Начиная от 183 тысяч до 345 тысяч долларов. Причем условие такое: мы вносим деньги в полном объеме, и только после этого нам начнут выдавать машины. Как нам объясняют, эти деньги иранским транспортным компаниям должна фирма SEPID Trading LLC из ОАЭ, которая и обязана была поставить наши машины из Эмиратов в Казахстан. Совершенно непонятно, почему они не разрешают проблемы между собой в судебном порядке, почему в качестве залога выступают наши машины и почему с нас требуют возместить долги “Сепида”? Кстати, по вине этой компании с начала апреля в Иране застряло более 500 машин. Нам, конечно, удалось вытащить большую часть из них. Кстати, были случаи, когда казахстанцы выезжали в Иран, вносили требуемые с них суммы, но машины им не отдавали, а начинали снова просить деньги. В конечном итоге автомобили доставили в Казах­стан, но люди трижды оплатили доставку! Поэтому мы не намерены им что-то платить. Кроме того, нам кажется, что сумма долга “Сепида” перед иранскими компаниями намного ниже, а накручивают ее посредники, пытающиеся заработать на нашей проблеме.

- SEPID Trading LLC на сегодняшний момент работает или признана банкротом?
К.Т.: Мы точно не знаем. Ходили слухи, что они подали на банкротство, но это инсайдерская информация. Нам только известно, что по нашим заявлениям в правоохранительные органы ОАЭ против “Сепида” возбудили дело. Мы намерены судиться с этой компанией.

- А вы встречались с ее представителями, пытались узнать, почему сложилась такая ситуация?
К.Т.: Члены нашей инициативной группы встречались с представителями фирмы. Они пообещали выплатить долги и доставить в конце концов наши машины. Какую-то часть долга они действительно проплатили, но ситуация не разрешилась.
Евгений Квитко: SEPID Trading LLC - это фирма “Рога и копыта”. Работают в ней в основном выходцы из бывшего СССР, а руководят иранцы. Я думаю, что эту компанию организовали специально, чтобы поймать момент до 1 июля и заработать деньги. Мы в щекотливом положении: как такового договора между этой компанией и нами нет. Мне, как и всем другим, дали инвойс, ваучер (аналог нашего чека), подтверждающий, что они взяли с меня деньги за транспортировку, и контрольный лист о состоянии машины. Договор же был исключительно на словах. Но так работали все компании, занимающиеся доставкой машин в Казахстан.

- Стоимость растаможивания автомобиля увеличилась с 1 июля в несколько раз. Имеет ли смысл теперь вообще доставлять эти машины в Казахстан?
К.Т.: Мы сейчас рассматриваем несколько вариантов. Первый - сделать реэкспорт наших машин в Киргизию. Второй - вернуть их назад в Арабские Эмираты и продать там. Естественно, эти варианты возможны лишь при условии, если нам удастся “вытащить” свои автомобили. Мы хотим вернуть хотя бы часть потраченных денег.

- Вы неоднократно обращались с письмами о помощи в различные госорганы. Была ли она вам оказана?
К.Т.: Консульские работники активно помогали нам в проведении переговоров, в процессе отгрузки машин. Серьезно помогло и решение перевести таможенные посты накануне 1 июля на круглосуточный режим работы. Благодаря этому многие люди успели растаможить свои машины по льготным пошлинам.

- В одном из интервью вы заявили, что намерены подать в суд на Таможенный союз.
К.Т.: Да, мы думаем об этом. Но сейчас появился человек - юрист, имеющий большой опыт, который пообещал нам посодействовать в растаможке машин по старым ставкам.

- Какова вероятность, что это удастся сделать?
К.Т.: Процентов семьдесят.

- Помощь он вам намерен оказать бескорыстно?
К.Т.: Нет, за вознаграждение. Мы ведем переговоры о 10 процентах от разницы между старой пошлиной и новой. Если взять мой случай, то по новым таможенным тарифам растаможка моей машины стоит 15000 долларов, а по старым составляла 1500 долларов. Получается мне надо будет заплатить 1350 долларов. Это не такая существенная сумма, если сравнивать с той, что мы будем вынуж­дены выложить за растаможку по новым ставкам. Если не получится - мы просто оставим машины там, где они сейчас... Есть еще одно неприятное обстоятельство: по иранским законам, если автомобиль в течение шести месяцев находится на территории этой страны, то его конфискуют в пользу государства.

- А от наших госорганов больше никакой помощи нет?
Е.К.: Нет. Я уверен, если бы МИД действительно хотел помочь нам, то этот вопрос давно уже был бы разрешен. Наше государство нас всю жизнь нагибало. Что делать - нагнемся еще раз! Против кого нам воевать? Против Ирана или против Карима МАСИМОВА? Это же бессмысленно. Конечно, мы сами виноваты в том, что оказались в такой ситуации. Но государство могло бы нам помочь. Оно просто не захотело... Чиновники всегда вытирают о нас ноги, и мы к этому привыкли.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

А между тем...

Проехали…

Правительство поможет части граждан, чьи автомобили не прошли таможенную очистку до 1 июля 2011 года, сообщил вчера премьер-министр РК Карим МАСИМОВ (на снимке) в ходе онлайн-конференции. Но продления льготного режима не будет.

По его словам, вопрос о продлении действия льготных пошлин на ввоз авто находится в компетенции не правительства Казахстана, а единого органа Таможенного союза.
- У нас не было льготного режима ввоза автомобилей. Это была договоренность между тремя государствами. Год назад я бил во все барабаны, что остался 1 год. 1 июля все равно настало. Я думаю, что в основной своей массе проблемы разрешены. Я дам поручение, чтобы конкретные случаи были рассмотрены. Если будут законодательные возможности, мы поможем их разрешить. Если нет, то время упущено, - сказал К. Масимов.
Напомним, что в июле прошлого года правительство Казахстана приняло постановление о введении льготных пошлин на ввоз автомобилей физическими лицами для личного пользования сроком до 1 июля 2011 года. В период действия льготных пошлин казахстанцы ввезли 167 тыс. 863 автомобиля. В том числе в первом полугодии 2011 года - 119 тыс. 345 автомашин.

Поделиться
Класснуть