Крен влево
Около 100 иностранных пилотов “Эйр Астаны” полгода летают с липовыми удостоверениями членов экипажа (УЧЭ)
История с липовым дипломом одного из бывших сотрудников национального авиаперевозчика Мохаммеда БАЛЛУЗЫ (см. “Скользкая “корочка”, “Время” от 8.6.2011 г.) оказалась не досадным недоразумением, а нормой для главной авиакомпании страны.
В конце июня этого года служба авиационной безопасности алматинского аэропорта в ходе проверки пропускного и внутриобъектового режима обнаружила липовый пропуск у одного из летчиков “Эйр Астаны”. В результате был задержан вылет рейса Алматы - Усть-Каменогорск.
После этого в воздушной гавани южной столицы разгорелся настоящий скандал: “Эйр Астана” мгновенно распространила пресс-релиз, в котором назвала действия аэропорта противоправными.
“29 июня были задержаны рейсы КС885 Алматы - Атырау, КС886 Атырау - Алматы, КС953 Алматы - Астана, КС954 Астана - Алматы, КС301 Алматы - Оскемен, КС302 Оскемен - Алматы, КС859 Алматы - Актау, КС860 Актау - Алматы, - сообщила авиакомпания от имени директора департамента организации полетов “Эйр Астаны” Мергали АЛЬЖАНОВА. - Причиной задержки данных рейсов являются незаконные действия сотрудников Международного аэропорта Алматы (МАА. - Ред.), направленные на то, чтобы воспрепятствовать выполнению должностных обязанностей пилотами Air Astana путем изъятия их пропусков на территорию аэропорта”.
В ответ АО “МАА” в своем пресс-релизе обвинило авиакомпанию в использовании “в нарушение требований приказа МТК РК № 465 от 20 октября 2010 года УЧЭ неустановленного образца, изготовленных кустарным способом на неизвестном печатном устройстве без голографических степеней защиты и без подписи уполномоченного лица комитета гражданской авиации”.
В этот же день конфликт разбирали в кабинете министра транспорта и коммуникаций Берика КАМАЛИЕВА. “Эйр Астане” было поручено до 1 сентября 2011 года привести в порядок документы летного состава, а аэропорту - ради соблюдения интересов пассажиров допускать членов экипажей к самолетам до устранения перевозчиком всех недостатков.
![]() |
![]() |
Мы решили разобраться в подробностях этого конфликта и обнаружили весьма любопытные факты.
Оказывается, за два дня до инцидента авиакомпанию проверяла по линии авиационной безопасности комиссия комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома. Инспекторы обнаружили у авиаперевозчика нарушения в обеспечении иностранных членов экипажа удостоверениями, дающими им допуск к самолету. В частности, выяснилось: летному персоналу из числа иностранцев “Эйр Астана” изготавливала документы не по вышеназванному приказу Минтранскома № 465, а по внутренней инструкции, датированной 30 мая 2008 года.
Впрочем, и эта инструкция, утвержденная тогдашним начальником управления госавианадзора КГА Амантаем ЖОЛДЫБАЕВЫМ за день (! - Ред.) до его ухода из Минтранскома, вызывает некоторые сомнения. Документ устанавливает порядок работы не с самими УЧЭ, а с приложениями к ним. Логика такова: если у летчика или бортпроводника нет УЧЭ, то и приложение к нему не имеет юридической силы.
Впрочем, это далеко не самое интересное. Приказ Минтранскома № 465 от 20 октября 2010 года вступил в законную силу 7 января этого года, однако около 100 иностранных пилотов “Эйр Астаны” так и не получили УЧЭ установленного образца. Более того, “незадокументированный” летный персонал не прошел согласование с органами КНБ, как предусматривает этот самый приказ. Это нам подтвердил нынешний начальник управления авиационной безопасности КГА Дархан КАТЫШЕВ, автографом которого теперь удостоверяются УЧЭ.
- Действительно ли с июня 2008 года “Эйр Астана” продолжала выдавать своему персоналу УЧЭ за подписью г-на Жолдыбаева, ушедшего со своего поста? - поинтересовались мы у г-на Катышева.
- Это так.
- Сколько иностранных пилотов “Эйр Астаны” при получении удостоверений прошли согласование с КНБ?
- Удостоверения неустановленного образца, которые пилотам выдавала сама авиакомпания, с КНБ не согласованы. Их около 100 человек. Может, чуть меньше. Руководству “Эйр Астаны” указано в срок до 1 сентября привести документы в порядок.
- Были ли правомерными действия сотрудников алматинского аэропорта, не допустивших к самолету летчика без УЧЭ 29 июня?
- Служба авиационной безопасности аэропорта действовала в соответствии с приказом Минтранскома, вступившим в силу полгода назад. “Эйр Астана”, конечно, время с заменой УЧЭ затянула, но у перевозчика есть полтора месяца, чтобы исправить ситуацию.
Несмотря на то, что грубый прокол с обеспечением летного персонала “Эйр Астаны” спецдокументами подтвердили авиационные власти страны, представители перевозчика по-прежнему считают, что они ничего не нарушили.
“Данный приказ (№ 465 от 20 октября 2010 года. - А. А.) не отменяет действие инструкции 2008 года, - говорится в ответе пресс-службы “Эйр Астаны” нашему корреспонденту. - В этой связи инструкция 2008 года и приказ 2010 года действуют одновременно - до полной замены пропусков пилотов авиакомпании”.
Интересно, другие авиаперевозчики Казахстана тоже руководствуются “собственными инструкциями”, когда речь заходит о документах строгой отчетности? Или подобного рода вольности - прерогатива “Эйр Астаны”?
Чтобы читателю стало понятно, насколько серьезно всё, описанное выше, поясним: согласование кандидатур летчиков с органами национальной безопасности стало обязательным требованием Международной организации гражданской авиации (IСAO) после терактов в США 11 сентября 2001 года. Скрупулезная спецпроверка авиационного персонала связана исключительно с защитой от угрозы терроризма. В свете последних событий - как в мире,так и в Казахстане - не считаться с этим - значит, играть с огнем. Похоже, именно такими играми увлеклись в “Эйр Астане”. Не доигрались бы…
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы



