6654

Горючие слёзы

В начале нынешней недели руководство одной из крупнейших сетей автозаправочных станций сообщило о намерении приостановить реализацию “народной” марки бензина - АИ-80 и дизельного топлива. Согласно пресс-релизу компании, “решение вызвано тем, что продажа этих видов нефтепродуктов является для нее убыточной”.

В пресс-релизе сообщается также, что компания неоднократно обращалась в АРЕМ и Министерство нефти и газа с просьбой повлиять на критическую ситуацию на рынке ГСМ, однако конкретных мер принято не было.
Министерство нефти и газа с 1 июля 2011 года установило предельные цены на социально значимые виды нефтепродуктов на уровне: бензин АИ-92/93 - 102 тенге/литр, бензин АИ-80 - 84 тенге/литр, дизельное топливо - 87 тенге/литр, - говорится в сообщении. - При этом на оптовые цены ограничений не существует, и на сегодняшний день они варьируются в следующем диапазоне: бензин АИ-92/93 отпускается по 99-105 тенге/литр, бензин АИ-80 - 84-95 тенге/литр, дизельное топливо - 87-95 тенге/литр”.

По словам эксперта Института политических решений Сергея СМИРНОВА, оптовые цены в стране действительно выше розничных.
- Сейчас отказ компании реализовывать Аи-80 и дизильное топливо ни на что не повлияет, потому что посевная закончилась, а уборочная еще не началась, - полагает Смирнов. - Но если до уборочной не будет найден компромисс, это приведет к дефициту топлива и, как следствие, к росту цен.
Ежегодно с горюче-смазочными материалами в Казахстане возникают проблемы. И ежегодно государству, чтобы не допустить скачков цен, приходится принимать жесткие меры: то запрещать экспорт нефтепродуктов, то навязывать АЗС максимальные цены на реализацию топлива. Однако рост цен продолжается, несмотря ни на что (см. диаграммы).
И виноваты в этом в первую очередь посредники, созданные зачастую самими реализаторами топлива.

В конце 2009 года парламентарии грозились даже законодательно ввести уголовную ответственность за создание искусственного дефицита топлива. По мнению депутатов, только такие суровые меры позволили бы избежать повторения в будущем набившей оскомину ситуации. Однако предложение так и осталось предложением.
Недавно владельцы мелких сетей АЗС предложили свой вариант выхода из ситуации - создать товарно-сырьевую биржу, доступную каждому гражданину страны. На сайте биржи можно было бы продавать и приобретать тот или иной вид топлива в онлайн-режиме. Здесь же отследить, по какой цене вышел литр топлива с завода и по какой он реализуется на АЗС. Создание такой биржи, уверены владельцы АЗС, исключило бы из цепочки “поставщик - реализатор” многочисленных посредников. Однако правительство проигнорировало это предложение.

- Я думаю, что до конца года литр бензина марки АИ-92 вырастет до 115 тенге, соответственно, вырастут цены и на другие виды топлива, - уверен глава Южно-Казахстанской ассоциации АЗС Кайыпбек КАМБАРОВ. - И дело здесь - в активизации Таможенного союза. Даже наш министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ по этому поводу говорил: у нас цены должны быть не меньше, чем в России. Уже сегодня во всех регионах Казахстана, несмотря на то, что цены держатся, ощущается нехватка топлива. Казахстанские НПЗ сейчас практически все стоят. Надо строить новые заводы и дать разрешение частникам открывать мини-НПЗ по примеру России. В России сейчас 27 больших и более 250 мини-НПЗ. А у нас? Другой способ не допустить роста цен:  пусть казахстанские АЗС закупают бензин на российских НПЗ, но при условии, что государство будет их дотировать.
- У нас сейчас переработка нефти осуществляется по давальческой схеме, - напоминает Сергей Смирнов. - Заводы перерабатывают, получают за это деньги, но владельцем готовой продукции является тот, кто поставил на завод нефть. Соответственно, у завода не хватает средств на обновление своего оборудования. Потому что плата за переработку - не такие уж большие деньги. Кроме того, нехватка сырой нефти не позволяет полностью загрузить мощности заводов. Мне выход видится в создании нефтяных резервов. Необходимо обязать нефтедобывающие компании поставлять в эти резервы определенное количество нефти - не бесплатно, конечно. А потом из нефтегосрезерва поставлять нефть на НПЗ. Тогда уже готовые нефтепродукты будут принадлежать не ее поставщикам, а государству. В этом случае проблема дефицита топлива и роста цен решится автоматически.

- А ежегодно предпринимаемая государством мера по ограничению экспорта нефтепродуктов не может решить проблемы?
- Нет. Ситуация последних лет - яркое тому подтверждение.

- Но согласятся ли нефтедобывающие компании отдавать нефть в госрезерв?
- А куда им деваться? Это решается элементарно: пока нефтедобытчик не поставит нефть - не снижать для него экспортную пошлину.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, ruslan@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть