Жил отвязный капитан
Жителям североказахстанской глубинки, завидев стражей порядка, впору бежать от них куда глаза глядят. Никто не в состоянии предугадать, что на уме у людей в полицейской форме и чего от них можно ждать, настолько непредсказуемы их поступки.
Недавно наша газета рассказывала о смерти помощника дежурного поселкового пункта полиции североказахстанского села Шукурлюк сержанта Сергали ИСКАКОВА. В ночь на 22 мая этого года, заявившись с приятелем на пьяные разборки к своему знакомому, он выбил две двери его дома и нарвался на удар ножом. В результате мирно спавший хозяин подвергшегося нападению жилища Ринат ЖАНАЙДАРОВ оказался в следственном изоляторе Кокшетау с обвинением в совершении “умышленного нанесения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего”. Его супруга теперь пишет письма президенту страны, потому что только Нурсултан НАЗАРБАЕВ, по ее мнению, может заставить полицейских объективно расследовать это дело (см. “Враг у порога”, “Время” от 23.6.2011 г.).
А вот участкового капитана полиции Манара АЛДАНГОРОВА, ворвавшегося среди ночи 11 июня в один из домов североказахстанского села Киялы, никто резать ножом не стал. Ну он и разгулялся во всю ширь своей полицейской души! Источая, по словам свидетелей, жестокий запах перегара, капитан перебил в доме окна и отдубасил двух находящихся там парней. А потом силой вывел из дома, усадил в машину и увез в неизвестном направлении несовершеннолетнюю гостью хозяйки.
Разведенный 35-летний капитан Алдангоров вообще был неравнодушен к юным ученицам местной профессионально-технической школы. По словам селян, он очень любил их задерживать и доставлять в местный акимат. Там, за закрытыми дверями одного из кабинетов, участковый проводил с ними долгие воспитательные беседы, пугая составлением протоколов за какие-либо правонарушения. И хотя заявлений от девушек на действия полицейского до сих пор не поступало, слухи о таких беседах по селу ходили разные. Иногородняя ученица ПТШ Гульгена АЛИБЕКОВА, арендовавшая с тремя другими девушками дом в селе Киялы, рассказала, что им от назойливого участкового совсем покоя не было:
- Он к нам ночь через ночь припирался, то пьяный, то трезвый. В два часа ночи, четыре утра, в общем, когда ему только вздумается - так и приходил! Ломится в дверь, кричит “Полиция!”, требует открыть. Приходилось просыпаться, одеваться и впускать его внутрь. А он зайдет и ходит по дому, смотрит, разговоры разговаривает, как будто ему делать больше нечего! 10 июня, накануне выходных, девчонки разъехались по домам, и я пригласила к себе подружку Нину ВОЙЦЕХОВСКУЮ, чтобы одной не было страшно ночевать. Та отпросилась у родителей, пришла, а вечером к нам зашли двое знакомых парней и допоздна засиделись. Где-то к часу ночи опять начал ломиться в дверь участковый Алдангоров, и пришлось ему открыть. Он был сильно пьяный, начал бушевать, поколотил парней, разбил четыре окна и руку себе порезал. Кричал на Нину, что несовершеннолетним, мол, не положено вне дома ночью находиться, вывел ее и куда-то увез. А мне приказал пол отмыть от его крови и осколки собрать, чтобы следов не осталось. Я все убрала, но отпечатки его кровавые все же оставила…
Когда ученица ПТШ Нина Войцеховская утром не вернулась домой, а родственники узнали, что ее увез участковый, старшая сестра Ольга позвонила в РОВД Аккайынского района. Кто-то из родни позвонил в управление собственной безопасности ДВД области, а отец Нины Виктор ВОЙЦЕХОВСКИЙ дозвонился на сотовый телефон участкового и потребовал, чтобы тот немедленно доставил его дочь домой. Домой Нину капитан Алдангоров не привез, а отвез часов в 11 дня к дому, откуда забрал. Мне так и не удалось выяснить, где она была и что с ней в ту ночь происходило. Отец девчонки и ее подруга на все мои вопросы отвечали тягостным молчанием и невнятными междометиями. Между тем на звонок сестры Нины 11 июня в Киялы прибыла разбираться со случившимся группа полицейских из ОВД Аккайынского района во главе с замначальника по кадровой и воспитательной работе Куанышем ДЖУМАГУЛОВЫМ.
адо сказать, начало лета выдалось очень нелегким для майора Джумагулова, отвечающего за поведение личного состава РОВД. Всего за несколько дней до происшествия в Киялы он жаловался селянам на участкового из другого села, который напился до изумления и стал грязно приставать к чужой жене. Разгневанный супруг женщины тогда не только нещадно побил его прямо по пьяной полицейской морде лица, но еще и накатал заявление в управление собственной безопасности ДВД области. Только-только, печалился Джумагулов, одно дело удалось замять, а тут - на тебе - другое. В общем, прибывшие полицейские изо всех сил старались помирить капитана Алдангорова с потерпевшими, чтобы не было заявлений с требованием привлечь его к ответственности. И это им удалось.
- Мне говорили, что если я напишу заявление, то его посадят, - рассказывала Гульгена Алибекова. - Они заплатили хозяйке дома 24 тысячи тенге, по шесть тысяч за каждое окно, просили не указывать в объяснениях про окна, но я все равно написала. А заявление не стала писать, скажу честно, потому что испугалась последствий для себя.
Парни - Эдуард ЛАВРОВСКИЙ и Иван ЮРЧЕНКО, - попавшие под горячую руку капитана Алдангорова, в разговоре признались, что он их бил и был пьяным в ту ночь, но заявление писать тоже отказались, заявив мне, что у них “нет к нему претензий”.
Как рассказал отец Нины Виктор Войцеховский, в райцентре прибывшие сотрудники УСБ действовали по-другому:
- Сначала нам предложили написать заявление, а потом рассказали, что в этом случае мы должны быть готовы к тому, что нас будут запугивать, давить на нас, уговаривать, угрожать. И к тому же нам придется часто ездить в райцентр для дачи показаний. В общем, поразмыслив, мы тоже решили не писать заявления. К тому же нам обещали, что участкового строго накажут и он не будет здесь работать, но письменные показания о том, как все было и что Алдангоров утром был пьяным, перегаром от него перло, я им давал.
олицейские начальники обманули Виктора Войцеховского. Материал, как говорится, лег под сукно, а с капитаном Алдангоровым ничего плохого не случилось. Дело сдвинулось с мертвой точки только 22 июня после моего обращения за комментариями в пресс-службу ДВД области. Для начальника пресс-службы Спартака КАБДЕНОВА история в селе Киялы оказалась неожиданной новостью. Он тут же отправился за информацией в управление по кадрам, а потом сообщил, что в Киялы немедленно выехала комиссия, которая во всем тщательно разберется. И просил не торопиться с критическим материалом в преддверии большого праздника.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, mukomol@mail.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Петропавловск
P.S. В общей сложности проверкой похождений капитана Алдангорова занималось в течение двух недель 6 разных групп полицейских. Пока 25 июня всех потерпевших не вызвал к себе начальник ДВД Северо-Казахстанской области Мурат УРУМХАНОВ и лично не побеседовал с каждым. 27 июня в ДВД Северо-Казахстанской области состоялось заседание дисциплинарной комиссии. Как рассказал начальник пресс-службы областного ДВД Спартак Кабденов, выводы комиссии были суровыми:
- Капитан Алдангоров уволен из органов внутренних дел по отрицательным мотивам. Начальник ОВД Аккайынского района Балабек ЖАХИН получил предупреждение о неполном служебном соответствии. Заместители начальника РОВД Куаныш Джумагулов и Серик ЖУМАГУЛОВ освобождены от занимаемых должностей, дисциплинарные взыскания наложены еще на нескольких сотрудников РОВД.

