7372

Зарина ЯЯЗОВА, художник: Музы есть - мужа не надо

Завершился второй международный фестиваль современного искусства ArtBatFest-2011 на алматинском Арбате (см. “Не трожьте искусство руками!”, “Время” от 21.6.2011 г.). Событие запомнилось не только интересными работами и новыми именами художников, но и… постоянными набегами вандалов. К примеру, картины Зарины ЯЯЗОВОЙ умыкнули в первую же ночь, после того как их вывесили.

- Мне позвонила подруга. Она, прогуливаясь по Арбату, обратила внимание, что среди моих работ не хватает картины Raiz, - рассказывает Зарина. - Это был, можно сказать, мой автопортрет. С одной стороны, приятно, что работа так понравилась, а с другой - обидно, что ее никто толком не увидел. Картина создавалась в несколько тонов, на нее ушло много времени и сил. Одно утешает, хоть кто-то будет любоваться моим творчеством...
Зарина считает себя больше дизайнером, чем художником: она работает в технике графической аппликационной мозаики. Свои картины создает из цветной и обер­точной бумаги, книжных и журнальных иллюстраций, постеров, репродукций.
- По образованию я дипломат: окончила университет международных отношений в Баку, - рассказывает Зарина. - Но на втором курсе поняла: хочу творить! В свободное от учебы время я рвалась не к чтению биографии Бисмарка, а к ножницам, бумаге и клею. После окончания вуза торжественно положила диплом на полку и занялась любимым делом. Рисовать мне нравилось всегда, а в 15 лет поступила в художественную школу и увлеклась графикой. Однажды директор худшколы сказала мне: у тебя особенное видение цвета. Она захотела показать мне необычную технику графической аппликационной мозаики. C первой  же работы я влюбилась в эту технику, но решила: у меня должен быть свой стиль. Мои картины - это портреты женщин или, как я их называю, “музы”. Меня часто спрашивают, почему я не рисую красками? Сначала рисовала абстракции, гуашью, но все равно такие картины смотрятся не столь эффектно.

- Вы работаете на заказ или по вдохновению?
- Я не ремесленник - творю только по зову души. Каждый портрет неповторим, и даже при желании я не смогу сделать его точную копию. Все мои работы - в единственном экземпляре. Они пользуются спросом в основном у иностранцев. Наши люди еще далеки от подобного искусства.

- Есть картины, которые вы не закончили, потому что не пришло вдохновение?
- Такие картины я сразу уничтожаю. Например, если две недели картина не идет, то я просто рву ее.

- Не жалко?
- Наоборот - делаю это с удовольствием! Я вкладываю в картину свою энергию, и если она стала отрицательной и приносит мне негатив, то надо от нее избавляться.

- Какие девушки вас вдохновляют?
- Неординарные, а если говорить о внешности, то - рыжие. Они более яркие, у них особая энергетика. Есть у меня одна знакомая журналистка в Баку. Я ее как-то случайно увидела, и этот образ запал в душу. Позже я нашла ее в социальной сети и написала, что хотела бы сделать портрет. Она очень равнодушно к этому отнеслась, но возражать не стала. Когда через 2 месяца я повесила готовую работу в ее гостевой книге, она была в восторге. Позже она посвятила моим работам целую лекцию в университете, где преподавала.

- А мужские образы вы создаете?
- Пробовала, но рука не легла. Правда, в моих работах есть порт­реты девушек, которых я срисовала с мужского облика. Например, есть картина, прототипом которой стал мой любимый английский композитор Джон КЕЙДЖ.

- В личной жизни у вас есть свой “муз”?
- Еще не встретила. Я в основном пропадаю в мастерской - в личной жизни темно пока…

Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Зарины ЯЯЗОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть