7147

Новостройка каменного века

В который уже раз жители поселка Новостройка, что в 20 минутах езды от Шымкента, под тусклое мерцание керосинок пишут челобитную местным бастыкам. Простой люд жалуется на свою жизнь, зазывает больших и малых начальников к себе в гости, чтобы те хотя бы денек пожили в каменном веке.

Рубежом, разделяющим цивилизованный и новостройский миры, стала обычная асфальтированная дорога, рушащая дачный массив “Кайнар-Булак”. По одну сторону Рубикона цивилизация, по другую - мрак, бездорожье и нищета.
- Мы - как первобытные - без света, воды, газа, - возмущается житель поселка Новостройка Нурабилла КОСАКОВ. - Кругом степь и мазанки. Вместо дорог - козьи тропы. Вроде до Шымкента рукой подать, но в нашу тьмутаракань ни один бастык носа не кажет...
Большая часть жителей здесь оралманы - те, кто в свое время по зову крови и казахстанских властей снялся с насиженных мест на чужбине и вернулся - ради исторической родины.
- Мы в Узбекистане жили в городе Гагарин, - вспоминает Нурабилла Турганбаевич. - Все было: добротный дом, участок, машина, работа, но как услышали, что ждут нас на родной земле, сразу же засобирались. Вам не понять, что такое тоска по Родине! Получил казахстанское гражданство, а на жену и младшего сына выбил оралманскую квоту. По ней мы получили 300 тысяч тенге - и больше ничего. Было это в 2003 году.
Семья Косаковых рассчитывала осесть в Шымкенте, но жилье в областном центре оказалось не по карману. Покочевав шесть лет по чужим углам, купили переселенцы за тысячу долларов земельный надел в пригороде.
- Покупали по объявлению в газете, - рассказывает глава семейства. - Посредником выступил парень, представившийся сотрудником Кайнарбулакского сельского акимата. Он взял тысячу долларов, а спустя несколько дней дал мне решение о выделении земельного участка под строительство дома. Тогдашний аким аула пообещал, что коммуникации на наш массив вот-вот проведут. Было это в 2006 году, а их как не было, так и нет! Вот и воюем с бастыками, чтобы они организовали нам хотя бы минимальные человеческие условия.

Перевес в этой войне пока на стороне чиновников. А жизнь в поселке - сплошной экстрим. С наступлением сумерек аул вымирает. Воды в ауле нет. Живительную влагу аборигены добывают как могут. Кто-то таскает на себе ведра из соседних дач или ближайшего аула Кайнар-Булак. Те, кто позажиточнее, возят ее на самом популярном здесь виде транспорта - “ишак-арбе”, тележке, запряженной осликом. А когда воды надо много, ее заказывают у частников, и те привозят 1,5-тонную бочку за тысячу тенге.
- Раньше мы пили воду из колодца, который муж вырыл во дворе дома, - говорит Балжан. - Однако этой весной в колодце черви появились. Я не сразу их заметила. Обратила внимание после того, как внук заболел, выпив эту воду. Вызвали “скорую”, едва ребенка откачали.
Кстати, о “неотложке”. Из-за того что нумерации домов и участков в поселке нет, машина с врачами могла часами кружить по поселку. Однако вскоре народ приноровился. Сейчас, прежде чем вызвать “неотложку”, люди минут 40 - час топают по бездорожью в сторону дач. И только выйдя на асфальтированную дорогу, они звонят на 103 по мобильнику. Несколько минут - и “скорая” на месте, а затем по пыльным ухабам или топкой распутице добирается до пациента.
- Если же роды, то я сам - “скорая помощь”, - невесело улыбается Нурабилла Косаков. - Женщины не ждут - ко мне идут. Все в ауле знают: случись что - днем и ночью можно прийти ко мне, и я мигом домчу их на своем стареньком “жигуленке” в Шымкент.
Жигули” в ауле - второе по популярности после “ишак-арбы” средство передвижения. Машина дешевая, в эксплуатации неприхотливая. Однако бесспорным королем на бездорожье в Новостройке остается трактор. Он здесь незаменим: и цистерну с водой доставит, и машину, увязшую после дождей в топкой глиняной жиже, вытянет.

Одним словом, люди в этом пригородном поселке не живут, а выживают. Кому-то это удается, а кто-то - как Майдагуль АЙГАЗИЕВА - уже сломался. Женщина настолько отчаялась, что даже не ропщет - лишь улыбается и подтрунивает над собой. В феврале прошлого года она сломала ногу - да так, что до сих пор прикована к постели.
- Я тогда в Шымкенте на базаре картошку продавала, - говорит Майдагуль. - В 5 утра вышла из дома на работу, а во дворе темень - ни зги не видно, да еще и лед за ночь сковал дорожку к калитке. Вот и поскользнулась.
Местное начальство не скрывает своего раздражения, когда речь заходит о проблемах Новостройки. Для заместителя акима Сайрамского района Самата САПАРБАЕВА этот аул - вечная головная боль.
- Когда давали людям участки, то они не просили ни света, ни воды, ни дорог, - возмущается начальник. - Зато сейчас требуют, а в бюджете денег-то немного. В этом году изыскали средства на покупку и монтаж трансформатора. Установим его, а потом люди пускай сами тянут линии к своим домам. До конца года трансформатор в ауле поставим.
Пока это все, что власти могут сделать для жителей Новостройки.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, zaure_mir@mail.ru, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть