Не лучше ль на себя оборотиться?
На этой неделе депутат мажилиса Рауан ШАЕКИН выступил с предложением тестировать министров на профпригодность.
- Министру необходимо постоянно подтверждать свою профессиональную подготовку, а то получается так: один раз при поступлении на государственную службу аттестуем, а затем пересаживаем из кресла в кресло, не проверяя подготовку, может ли он работать в данной отрасли, - сказал мажилисмен на совместном заседании палат парламента в понедельник. - Я считаю, что все-таки отчет министра - это было бы подтверждение его дееспособности на будущее.
Мы поинтересовались у Рауана Михайловича, чем вызвано такое предложение и почему депутат скромно умолчал об аналогичном тестировании для самих парламентариев.
- Когда нас убеждали в необходимости принять бюджет на три года вперед, правительство утверждало: мол, это позволит вносить в него меньше корректировок и повысит качество его исполнения, - говорит г-н Шаекин. - Мы поверили на слово, сделали для них законодательную базу - приняли новый Бюджетный кодекс, а создали - и опять то же самое: снова недоосвоение (средств) и бесконечные корректировки. Спрашивается, чья это вина и почему никто не несет ответственности за системные ошибки? Если бы мы приняли неправильный закон, то уже об этом бы знали. Значит, проблема в правительстве, которое не может эффективно распоряжаться деньгами. В статье 53 Конституции заложена норма: депутаты могут принимать отчеты от членов правительства о проделанной работе и по их результатам вносить предложения президенту страны об освобождении некомпетентного министра от должности. Но эта норма сегодня не работает - нет на то политической воли: министры на “правительственный час” тему доклада перед депутатами выбирают сами - какую им удобно. Я же предлагаю заслушивать от министра отчеты не на произвольную тему, а об использовании бюджетных средств по тем или иным программам. Это сразу покажет его профессионализм.
Что касается экзамена для депутатов, то Рауан Шаекин готов пройти любую проверку, однако такой нормы в законодательстве нет. По мнению мажилисмена, тестировать депутатов можно несколькими способами.
- Для нас главный экзаменатор - Конституционный совет, - пояснил он. - Если принятый парламентом закон признается антиконституционным, то должен быть разбор полетов. Второй вид экзамена для депутата - выборы.
Актуальна ли инициатива Шаекина? Вот что об этом думают наши эксперты.
Гульшара АБДЫКАЛИКОВА, министр труда и социальной защиты населения РК:
Да хоть сейчас
- Я не против того, о чем говорит господин Шаекин. Хотя подобная практика у нас и без его предложения существует: например, я дважды в год выступаю на “правительственном часе” перед депутатами. И эти встречи всегда проходят бурно. Даже если темой доклада выбрано какое-то определенное направление, депутаты не ограничены в том, чтобы задавать мне вопросы о деятельности министерства в целом. Отчеты наше ведомство готовит коллегиально, и, прежде чем идти на “правительственный час”, мы долго их обсуждаем внутри министерства. Если Рауан Михайлович предлагает что-то другое, то давайте попробуем.
Сергей ТЕРЕЩЕНКО, экс-премьер-министр РК:
Для всех мил не будешь
- Чтобы депутаты оценивали работу Кабмина, они сами в первую очередь должны быть профпригодными. Это раз. Во-вторых, за 20 лет независимости в стране сложилась оптимальная система управления государством: ключевых министров подбирает глава государства сам, они приносят ему присягу. Во всех странах существует антагонизм между правительством и парламентом - это нормальное явление. Кроме того, по Конституции депутаты вправе поставить перед президентом вопрос о доверии Кабмину. Механизмов отстранения от должности непрофессионалов в стране и без тестирования полно. Даже в самой благополучной стране мира вы не найдете ни одного министра, который бы устраивал всех.
Дос КОШИМ, председатель ОО “Улт Тагдыры”:
Бог им судья…
- А насколько компетентны сами депутаты, создающие законы, по которым обязаны жить все остальные? Министр - первый человек в какой-то определенной отрасли, и экзамены у него должны принимать не депутаты, а… Бог, наверное. Заявление Шаекина попахивает обыкновенной пиар-акцией, связанной с тем, что члены правительства не очень серьезно воспринимают депутатов. Если избранники народа не в состоянии прижать некомпетентного министра к стенке во время “правительственного часа” - это их проблема. Нельзя отдавать оценку деятельности правительства на откуп депутатам.
Антон МОРОЗОВ, завотделом социально-политических исследований КИСИ:
Нужен тест на порядочность
- Инициатива не без логики, но однозначно оценить ее сложно. С одной стороны, глава центрального исполнительного органа - в первую очередь управленец, менеджер, который должен строить стратегию работы всей своей отрасли. А его подчиненные - решать текущие задачи. То есть опытный управленец справится со своими обязанностями и в нефтегазовой отрасли, и в образовании. Другой вопрос, что нет, к сожалению, у нас универсального тестирования на порядочность. На мой взгляд, поднимая вопрос оценки деятельности министров, депутаты ставят под сомнение правильность выбора президента, да и своего собственного: ведь многих министров в должности утверждает как раз парламент.
Даулет ЖУМАБЕКОВ, правозащитник:
Это - популизм
- Какая-то популистская идея, нацеленная исключительно на поднятие престижа парламента. Депутаты сами понимают, что у Кабмина и у населения они не в авторитете - вот и фантазируют. Вообще, я не слышал, чтобы где-то в мире парламент регулярно экзаменовал правительство. Если есть явные недочеты в работе, министру и без тестирования не поздоровится. А дежурные отчеты выслушивать и на основании этого оценки ставить - смешно. Каков практический вклад депутатов в снижение государственного долга, например? Разве для этого министр финансов ЖАМИШЕВ экзамен какой-то должен сдавать или отчет? Или возьмем ситуацию с МВД, которое нуждается в кардинальной реформе: грузинский министр внутренних дел при полной поддержке президента проблему коррупции и доверия к полиции решил быстро. А у нас об этом только рассуждают. Я согласен: идеальных министров нет. Но, с другой стороны, не ошибается тот, кто не работает.
Александра АЛЁХОВА, Алматы

