Прерванный полёт
Борт “Эйр Астаны”, вылетевший из Алматы в Анталью, совершил аварийную посадку в южной столице
Вчера около полудня - спустя 2,5 часа после взлета - в Алматинском аэропорту из-за неисправности в управлении закрылками совершил аварийную посадку следовавший в Анталью “Боинг-757” авиакомпании “Эйр Астана” с 134 пассажирами на борту.
Спустя полчаса после экстренной посадки рейса № 915, который на табло аэропорта почему-то значился как прибывший, нам удалось поговорить с пассажирами.
- Где-то через 15 минут после взлета командир самолета объявил нам об аварийной посадке в Алматы из-за технической неисправности, которая уже ликвидирована. Еще 2,5 часа мы кружили над городом, сжигая керосин, - рассказывает Павел КИРИЧЕНКО. - В итоге самолет благополучно приземлился. Надо отдать должное экипажу: благодаря бортпроводникам не было никакой паники. Однако в итоге наш полет в Анталью задерживался трижды: сначала было объявлено, что другой борт полетит через 40 минут, затем - через 3 часа, затем взлет был отложен еще на час… Мы с супругой готовим претензию “Эйр Астане”. Пока о том, что потеряли день отдыха, а потом - в зависимости от финансовых потерь - претензия может быть дополнена.
По словам супруги Павла Кириченко Ирины - у семьи может сорваться важная встреча в Анталье. Кроме того, есть риск потерять бронь на отель.
Позже нам удалось связаться с начальником инспекции по безопасности полетов АО “Международный аэропорт Алматы” Виктором АУШЕВЫМ, назвавшим ситуацию с рейсом № 915 авиационным инцидентом, который непременно будет расследован специальной комиссией.
- Действия командира самолета изначально были неправильными, - сообщил Виктор Семенович. - Обычно после взлета воздушному судну дается первоначальный эшелон (высота. - А. А.) - 5-7 тысяч метров, а в данной ситуации командир “Боинга-757” попросил горизонтальный полет без объяснения причины. Затем он попросил снижения на 900 метров и возврата в аэропорт. Наземные службы спросили у него: в чем причины? Он сказал: выясняют. Минут через десять командир сообщил о проблеме с механизацией крыла, которая уже устранена: то есть из-за неисправности основной гидравлической системы управления закрылками борт перешел на резервную электрическую. На вопрос с земли, нужно ли объявлять аварийную тревогу, командир ответил: нет, ситуация штатная. Хотя у меня на этот счет есть некоторые сомнения…
По словам Виктора Аушева, командир экипажа в момент появления неисправности, вплоть до посадки судна, мог не знать точную причину поломки: либо отказали закрылки, либо возникла неисправность только индикатора, в результате чего датчик показал рассогласование левого и правового полукрыльев, которое могло привести к переворачиванию воздушного судна.
- Закрылки позволяют самолету на меньшей скорости держаться в воздухе, ими пользуются во время взлета и посадки для меньшей длины разбега, - поясняет глава инспекции. - При скорости в 300-400 км/ч ни одно шасси не выдержит нагрузки, да и взлетно-посадочную полосу нужно строить 10-километровую. Благодаря работе закрылков, скорость захода на посадку уменьшается до 265-270 км/ч. То есть когда в самолете прибор показывает рассогласование, у экипажа есть основания просить помощи у наземных аварийно-спасательных служб. Я вам как пилот со стажем скажу: при попадании в гидравлическую систему механического предмета или жидкости дальнейшая уборка закрылков после взлета могла вызвать еще большее рассогласование подъемных сил самолета, и пилоты могли не удержать судно в горизонтальном положении. Посадка самолета в этом случае могла закончиться неизвестностью… В полете экипаж не мог знать, что явилось причиной неисправности механизации крыла: какой-то посторонний предмет или всего лишь поломка индикатора. Это выяснится при расследовании уже на земле.
- С такой неисправностью самолет мог долететь до Антальи?
- Если самолет переведен на резервную систему и дальнейшая посадка была нормальной, то самолет вполне мог лететь дальше. Но обратно без устранения неисправности лететь было нельзя. Видимо, решение вернуться в аэропорт Алматы было принято из тех соображений, что авиакомпании экономически выгоднее отремонтировать судно здесь, чем везти в Анталью своих специалистов.
Виктор Аушев привел пример, чем может обернуться разность подъемных сил левого и правого полукрыльев самолета: крушение в апреле прошлого года ТУ-154, в котором летел президент Польши Лех КАЧИНЬСКИЙ. Правда, тогда причиной этой разности стал не отказ закрылков, а механическое повреждение левого полукрыла при ударе о землю. Но тем не менее именно это привело к переворачиванию самолета.
По словам координатора по связям с общественностью авиакомпании “Эйр Астана” Тлека АБДРАХИМОВА, ни о каком несвоевременном сообщении диспетчерам “КазАэроНавигации” о возникших проблемах на борту № 915 не может быть и речи.
- Пилот через 3 минуты после вылета запросил у диспетчеров посадку, - сообщил г-н Абдрахимов. - Все было организовано как положено: командир судна по правилам безопасности 2,5 часа сжигал топливо над аэропортом. И если бы была какая-то аварийная ситуация, то он, не глядя на топливо, сел бы в экстренном порядке. Однако пока борт кружил над аэропортом, все системы самолета работали. Если появляется сигнал об отказе в системе управления (а в данном случае из-за положения предкрылков), то автоматически отключается гидравлическая система управления и подключается резервная - электрическая. Самолет благополучно сел, сигналы о дефекте не повторились. Если бы диспетчеры “КазАэроНавигации” сочли нужным, они бы и подтянули аварийные службы к месту посадки “Боинга”. Причина возврата в Алматинский аэропорт действительно была формальной - сигнал индикатора, при котором найти реальную причину неисправности сложнее.
По словам представителя “Эйр Астаны”, вчера в 15 часов 38 минут пассажиры все-таки вылетели в Анталью на резервном самолете “Боинг-767”, а неисправный борт исследуют специалисты. В общей сложности задержка вылета рейса № 915 из Алматы в Анталью составила более 7 часов.
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
А тем временем
Без них обойдёмся!
Авиасообщение Уральска с регионами республики сохранится, несмотря на отказ авиакомпании “Эйр Астана” выполнять полеты в аэропорт “Орал” с 30 июня.
“Международный аэропорт “Орал” официально заявляет, что регулярное авиационное сообщение в аэропорт города Уральска не будет прервано ни при каких обстоятельствах”, - указывается в распространенном вчера сообщении со ссылкой на первого заместителя гендиректора аэропорта “Орал” Маргулана ШАКЕНОВА.
В сообщении указывается, что администрация аэропорта “Орал” “практически закончила” переговоры с авиакомпанией “БЕК ЭЙР”, готовой заменить национального авиаперевозчика на рейсах в Уральск и из Уральска.
По информации М. Шакенова, в настоящее время авиакомпания “БЕК ЭЙР” арендует самолеты “Фоккер-100”, базирующиеся в аэропорту Уральска.
КазТАГ, Уральск

