В круге втором, или День сурка по-российски
С конца прошлой недели российские правоохранительные органы полностью закрыли информацию о местонахождении экс-главы ЮКОСа Михаила ХОДОРКОВСКОГО и бывшего руководителя МФО “МЕНАТЕП” Платона ЛЕБЕДЕВА. Даже от близких и адвокатов. Почти неделю никто не знал, в какие колонии отправились “вторично” осужденные весной этого года Ходорковский и Лебедев.
Напомним, 24 мая 2011 года Мосгорсуд снизил срок наказания Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву с 14 до 13 лет лишения свободы. Срок исчисляется с 2003 года - со дня ареста по “первому делу” ЮКОСа. Таким образом, осужденные должны выйти на свободу в 2016 году. Ранее Хамовнический суд Москвы приговорил М.Ходорковского и П.Лебедева к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи. Ходорковский и Лебедев подали ходатайства об условно-досрочном освобождении (УДО) в Преображенский суд Москвы, однако документы были возвращены. Еще находясь в Матросской Тишине в Москве, они повторно обратились в суд. Бывшие руководители ЮКОСа указывают в материалах, что отбыли половину назначенного срока и законных препятствий для удовлетворения требований об УДО не имеется.
Все-таки некоторое разнообразие хотя бы в деталях приветствуется. Иначе ощущение чистого дежавю. Я понимаю, что жены Ходорковского и Лебедева, две хрупкие блондинки без внешних признаков увлечения боевыми искусствами, представляют серьезную угрозу для конвоя при этапировании их мужей, но все же дважды повторять один и тот же номер с тайным исчезновением их мужей из СИЗО как-то не комильфо. Да и попрощаться можно было бы дать жене с мужем, а не увозить мужика накануне свидания. Мелко это. Не по-человечески.
И, главное, всё уже было. Точно так же. После первого приговора. Ходорковский и Лебедев исчезли практически сразу после того, как МБХ (Михаил Борисович Ходорковский. - Ред.) поздравил из Матросской Тишины ПУТИНА (Владимир, тогда президент РФ. - Ред.) с днем рождения, который, как известно, 7 октября, закончив поздравление словами: “Бог даст, скоро увидимся”. Поздравил - и пропал. Женам и адвокатам ничего не сообщили. Директор Федеральной службы исполнения наказаний СЕМЕНЮК тогда отказался назвать новый адрес Ходорковского и Лебедева, потому что “это неэтично говорить”. По отношению к кому неэтично? Что вообще директор этой службы понимает под словом “этично”, интересно?
Пресса перебрала все возможные и невозможные колонии страны. К 20 октября появилась достоверная информация у семей. Журналисты сообщили чуть раньше. 25 октября Инна ХОДОРКОВСКАЯ уже была у мужа в зоне.
Пошли по второму кругу. Ходорковский исчез перед плановым свиданием с женой. Семьи снова в неведении. Журналисты гадают. Кто-то говорит, что МБХ видели в Вологодском СИЗО на пересылке три дня назад. Другие - что в зоне, а не на пересылке. Вологда? Может быть, Карелия? Петрозаводск? Да нет, говорят, Сегежа. Вроде бы рядом с Беломорско-Балтийским каналом. Про Лебедева не говорят и этого. На сей раз официальные лица молчат, а говорят неназванные источники из ФСИН. Не удивлюсь, если первая достоверная информация появится в “Твиттере”. В этом и будет некоторое разнообразие.
Точно так же, как и после первого процесса, адвокаты не исключают возможности нового дела и скорого возвращения их подзащитных обратно в следственный изолятор. В итоге такой дивной стратегии власти по отношению к этим двум заключенным они с 2003 года пробыли в зоне 1 год и пару месяцев, все остальное время в тюрьме, то есть в камере со всеми вытекающими отсюда тюремными правилами. То есть почти 6 лет в тюрьме, на минуточку. Пойдут на третий круг?
Ходорковский уже подавал на УДО вне Москвы - в Чите в 2008 году. Отказали, потому что было не снятое с него взыскание. Сейчас он, очевидно, снова будет подавать на УДО не в Москве, потому что в Москве с его УДО решили не заморачиваться.
Это какой-то День сурка. Остается только поставить его снова шить варежки. А Путину повторить какую-нибудь язвительную банальность типа “зона - не санаторий”.
Попытка вырваться из этой цикличности жестко пресекается. Даже не тем, что следователи вчера плевать хотели не только на слова, но и на предоставленные Натальей ВАСИЛЬЕВОЙ (в феврале этого года в интервью “Газете.Ru” она заявила, что на судью Виктора ДАНИЛКИНА оказывалось давление во время вынесения приговора по второму делу Ходорковского и Лебедева. - Ред.) три страницы документа - резолютивной части приговора с иным сроком наказания. Но самим фактом того, что проводить доследственную проверку по заявлению Ходорковского и Лебедева о совершенном, по их мнению, преступлении судьей Данилкиным поручили Александру ДРЫМАНОВУ. Тому же “важняку”, который уже поработал по второму делу ЮКОСа. Никаких случайных людей в этой истории! Конечно, в стране, которой правит тандем юристов, никому и в голову не пришло назначить хотя бы не связанного с делом ЮКОСа следака. Пусть послушного, плоть от плоти системы, но хоть не засвеченного в этом деле. Ну хотя бы приличия ради.
Но не нужно. Это не нужно следователю, который “верстал” дело ЮКОСа, а теперь “проверяет” скромную тетку из Хамовнического суда, которая не сбежала, не спряталась, не скрылась, а пришла к нему еще и с документами. Это не нужно тому, кто перечеркивал более мягкий вариант приговора и ставил галочки и восклицательные знаки. Это не нужно тем, кто неплохо сидит на бывших активах ЮКОСа. Это не нужно по цепочке никому из тех, кто заказывает приговор и требует его исполнения.
Это не День сурка Ходорковского и Лебедева. Разве только они ходят по этим кругам? Моя коллега Оля РОМАНОВА, которая сделала очень многое, чтобы каждый виток этого ада был известен, чтобы люди просто знали, что происходит там, за ширмой так называемого правосудия. Она написала в блоге: “Хм. Получила сегодня два документа. Один из Верховного суда - про то, что мой муж, получивший по ст. 159 (4) и 174 (1) 8 лет, будет сидеть. И из Московского арбитражного суда - что сделка, за которую он получил искомые 8 лет, абсолютно законна и всем добрым людям так и надо делать. Только не надо советов про то, куда мне надо сейчас с этими бумажками идти. Это будет 9-й круг”.
Это наш День сурка. Мы все в нем живем. И мне даже кажется уже логичным, что его нам устроили два юриста. Ребята с особым цинизмом используют возможности своей профессии в сочетании с высокими занимаемыми постами. Но вот какая штука. Послушные судьи могут выносить заказные приговоры. Послушные вертухаи могут издеваться над близкими осужденных. Послушные следователи могут проводить фиктивные проверки. Но люди всё это фиксируют, потому что всё отражается в приличных СМИ, в блогах. Положение людей это не облегчает. И не дает ответы на заданные ими вопросы или поданные заявления. Но это накапливается - осознание бессовестности тех, кто рулит страной. И с каждым случаем такого пренебрежения законом, с каждым примером такого заказного (или уже ставшего за эти годы реальным) непрофессионализма следователей портрет российской власти все больше напоминает портрет Дориана Грея, который неумолимо обогащается новыми уродливыми чертами. Там, на спрятанном подальше от людских глаз портрете, реальные грехи и пороки, безжалостно искажающие черты, столь тщательно и трудолюбиво охраняемые верными пиарщиками. Ничто не вечно. И за все приходится платить. Оскар УАЙЛЬД создал гениальную метафору. Как, впрочем, и Гарольд РЭМИС, снявший фильм “День сурка”.
И всё же будет завтра, настоящее нормальное завтра. Как в кино.
Наталья ГЕВОРКЯН, обозреватель, Газета.Ru, Москва
Когда номер был готов к печати
Вчера вечером поступила информация, что экс-глава ЮКОСа Михаил ХОДОРКОВСКИЙ следует по этапу в колонию, расположенную в Сегежском районе Карелии, сообщил “Интерфаксу” источник в силовых структурах Северо-Западного федерального округа.
Ранее источник в Вологодском управлении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) сообщил, что Ходорковский находился в одиночной камере одного из изоляторов Вологды с конца прошлой недели. А в минувший четверг вечером Ходорковского поездом отправили предположительно в исправительную колонию №7 Сегежского района Карелии.
А экс-глава МФО “МЕНАТЕП” Платон ЛЕБЕДЕВ был направлен по этапу в Мурманскую область. Об этом сообщил источник в северо-западном региональном ФСИН. “Сейчас П. Лебедев идет по этапу в Мурманскую область”, - сказал вчера источник, не уточнив, станет ли этот регион местом отбывания наказания для Лебедева или он пройдет через эту область транзитом. “Можно однозначно сказать, что конечной точкой для П.Лебедева точно будет не Сибирь и не Урал, а, скорее всего, одна из колоний на севере европейской части России”, - сказал собеседник агентства. Интерфакс пока не располагает комментариями по поводу этой информации со стороны официальных представителей ФСИН.
Защита Платона Лебедева заявила, что не будет давать оценку информации о месте его этапирования, пока не получит официального уведомления. “На настоящий момент официального уведомления родственники не получили. Пока не будет достоверной информации, не хотелось бы комментировать”, - сказала Интерфаксу в четверг адвокат Елена ЛИПЦЕР.
Интерфакс

