Танец его мечты
На днях 19-летний Денис ЧЕВАРДИН получил диплом об окончании Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева. Для него это знаковое событие. Он выдержал, стерпел, отработал и добился своего. Когда несколько лет назад Денис приехал поступать в училище, рядом с ним, как всегда, была мама Надежда Петровна.
- Мамочка, вы с ума сошли? Вы понимаете, куда хотите поступить? - Надежда Петровна молчала, потому что заранее знала, что ей будут об этом говорить: - Как ваш сын будет учиться? Он же глухой…
Она привыкла убеждать всех в том, что ее Денис сможет.
- Терпи, - Надежда Петровна всегда говорила это сыну в самые трудные моменты.
На сцене, где обычно проходят экзамены по танцу, никого нет - можно во всей красе показать себя. Денис выходит в центр. Он легко взлетает в воздух - прыжок, еще один...
- Пусть танцует, это его работа, - Надежда с умилением смотрит на сына.
Она снова рядом, как всегда в самые ответственные моменты. Не выдержала, отпросилась на работе и примчалась из Шымкента, где живет, в Алматы.
- Подруги говорили: “Сиди дома, он уже взрослый парень”, - улыбается Надежда Петровна. - Но я не смогла, надо его поддержать, у него же выпускные экзамены.
Она не знала, как оставит сына одного в большом и незнакомом Алматы. Переживала. Вдруг его обидят? Как он будет питаться? Кто станет будить его по утрам? Ведь он не слышит, как звонит будильник. Но все обошлось. Денис привык к трудностям, а в случае чего вспоминал то самое мамино: “Терпи”.
- Сыну везло на людей, - женщина прекрасно помнит всех педагогов и реабилитологов, когда-то не поставивших крест на мальчике, который в четыре года не мог произнести ни слова: - Сначала меня убеждали: “Подождите, мальчик еще заговорит”. Одна бабулька, услышав, как сын мычит, сказала: “Да он у тебя глухой”. Как я на нее обиделась! Прибежала домой, заперлась в комнате и рыдала. А потом и сама поняла, что это так.
Денису поставили диагноз тугоухость, сначала третьей, потом четвертой степени. Это значило, что он почти ничего не слышит. Но Надежда Петровна решила во что бы то ни стало научить сына говорить. Она искала лучших логопедов, не жалела ни времени, ни сил. И добилась своего. Денис начал говорить, когда ему было почти пять лет. С трудом складывал предложение из нескольких слов, но все же не мычал, как раньше. В семь лет
Надежда Петровна отдала сына на танцы - посоветовал кто-то из врачей. Правда, хореографы не понимали, как почти глухого мальчишку можно научить танцевать. Мама опять уговаривала: “Примите, попробуйте”.
- У глухих и слабослышащих очень хорошо развита зрительная память, - объясняет Денис. - Сначала я просто запоминал движения, которые делали другие дети, и повторял за ними. Потом стали говорить, что у меня дар от природы, танцы - моя стихия и профессия, которой я хочу посвятить всю жизнь.
Денис всегда носит слуховой аппарат, только так он слышит музыку. Но иногда помощник отключается в самый неподходящий момент.
- Аппарат часто вылетает из уха, ведь я постоянно двигаюсь, - рассказывает молодой человек. - Стоит сделать прыжок, сальто - и я уже ничего не слышу. Когда танцую, пот попадает в слуховой аппарат, который тут же перестает нормально работать - вместо звуков я слышу лишь треск и шум. Но, когда ты выступаешь или сдаешь экзамен, останавливаться нельзя. Приходится ориентироваться только на ритм - считаю про себя и благодаря этому попадаю в такт.
Однажды Денису не помог даже этот навык. Он вместе с однокурсниками танцевал перед экзаменационной комиссией. Парень солировал, остальные стояли позади него. В какой-то момент из-за технических неполадок перестала звучать музыка, но Денис этого не слышал и единственный продолжал танцевать.
- Мне тогда снизили оценку на балл, - вспоминает парень. - Один из приглашенных членов комиссии сказал: “Ну и что, что ты не слышишь?”. Ко мне вообще долго привыкали. Я сдал все вступительные экзамены, но меня приняли с испытательным сроком на полгода. Говорили, что я выбрал не ту профессию.
Сначала Дениса просто игнорировали - сокурсники не хотели с ним общаться. Парня, не дослушав, перебивали, оскорбляли, но он ни на кого не обращал внимания - если слышал брань в свой адрес, просто отключал слуховой аппарат.
- Сейчас все нормально, - улыбается он. - Ко мне привыкли. И я ни на кого не обижаюсь: просто многие люди никогда раньше не сталкивались с инвалидами. А ведь два мира - глухих и слышащих - сильно отличаются друг от друга. Я сейчас преподаю танцы для детей, у которых тоже проблемы со слухом. С ними я могу общаться на языке жестов, они меня понимают и принимают.
Хотя даже глухие не верят в то, что Денис сам поступил в училище. Спрашивают, сколько он заплатил. Или думают, что кто-то за него попросил. Им сложно осознать, что слабослышащий смог стать своим среди здоровых.
- Эти дети тоже мечтают вырваться за привычные рамки, - говорит Денис. - Кем они станут? Сапожниками или парикмахерами, как принято. Но они этого не хотят. Поэтому для этих детей я стал кумиром, человеком, который сумел реализовать свою мечту.
- Он звезда среди глухих, - улыбается Надежда Петровна. - Знаете, сколько у него поклонниц.
Но Денис уверяет, что пока не думает ни о семье, ни о серьезных отношениях с девушками. Впереди новый рубеж: в этом году он будет поступать в Московский специализированный институт искусств на отделение актер драматического театра. А потом можно будет реализовать свою самую амбициозную идею: создать ансамбль, в котором вместе будут танцевать глухие, слабослышащие и здоровые артисты. Денис надеется, что так эти разные миры станут чуточку ближе друг к другу.
Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

