8381

Танец его мечты

На днях 19-летний Денис ЧЕВАРДИН получил диплом об окончании Алматинского хореографического училища им. А. В. Селезнева. Для него это знаковое событие. Он выдержал, стерпел, отработал и добился своего. Когда несколько лет назад Денис приехал поступать в училище, рядом с ним, как всегда, была мама Надежда Петровна.
- Мамочка, вы с ума сошли? Вы понимаете, куда хотите поступить? - Надежда Петровна молчала, потому что заранее знала, что ей будут об этом говорить: - Как ваш сын будет учиться? Он же глухой…
Она привыкла убеждать всех в том, что ее Денис сможет.
- Терпи, - Надежда Петровна всегда говорила это сыну в самые трудные моменты.

На сцене, где обычно проходят экзамены по танцу, никого нет - можно во всей красе показать себя. Денис выходит в центр. Он легко взлетает в воздух - прыжок, еще один...
- Пусть танцует, это его работа, - Надежда с умилением смотрит на сына.
Она снова рядом, как всегда в самые ответственные моменты. Не выдержала, отпросилась на работе и примчалась из Шымкента, где живет, в Алматы.
- Подруги говорили: “Сиди дома, он уже взрослый парень”, - улыбается Надежда Петровна. - Но я не смогла, надо его поддержать, у него же выпускные экзамены.
Она не знала, как оставит сына одного в большом и незнакомом Алматы. Переживала. Вдруг его обидят? Как он будет питаться? Кто станет будить его по утрам? Ведь он не слышит, как звонит будильник. Но все обошлось. Денис привык к трудностям, а в случае чего вспоминал то самое мамино: “Терпи”.
- Сыну везло на людей, - женщина прекрасно помнит всех педагогов и реабилитологов, когда-то не поставивших крест на мальчике, который в четыре года не мог произнести ни слова: - Сначала меня убеждали: “Подождите, мальчик еще заговорит”. Одна бабулька, услышав, как сын мычит, сказала: “Да он у тебя глухой”. Как я на нее обиделась! Прибежала домой, заперлась в комнате и рыдала. А потом и сама поняла, что это так.
Денису поставили диагноз туго­ухость, сначала третьей, потом четвертой степени. Это значило, что он почти ничего не слышит. Но На­дежда Петровна решила во что бы то ни стало научить сына говорить. Она искала лучших логопедов, не жалела ни времени, ни сил. И добилась своего. Денис начал говорить, когда ему было почти пять лет. С трудом складывал предложение из нескольких слов, но все же не мычал, как раньше. В семь лет

На­дежда Петровна отдала сына на танцы - посоветовал кто-то из врачей. Правда, хореографы не понимали, как почти глухого мальчишку можно научить танцевать. Мама опять уговаривала: “Примите, попробуйте”.
- У глухих и слабослышащих очень хорошо развита зрительная память, - объясняет Денис. - Сначала я просто запоминал движения, которые делали другие дети, и повторял за ними. Потом стали говорить, что у меня дар от природы, танцы - моя стихия и профессия, которой я хочу посвятить всю жизнь.
Денис всегда носит слуховой аппарат, только так он слышит музыку. Но иногда помощник отключается в самый неподходящий момент.
- Аппарат часто вылетает из уха, ведь я постоянно двигаюсь, - рассказывает молодой человек. - Стоит сделать прыжок, сальто - и я уже ничего не слышу. Когда танцую, пот попадает в слуховой аппарат, который тут же перестает нормально работать - вместо звуков я слышу лишь треск и шум. Но, когда ты выступаешь или сдаешь экзамен, останавливаться нельзя. Приходится ориентироваться только на ритм - считаю про себя и благодаря этому попадаю в такт.
Однажды Денису не помог даже этот навык. Он вместе с однокурсниками танцевал перед экзаменационной комиссией. Парень солировал, остальные стояли позади него. В какой-то момент из-за технических неполадок перестала звучать музыка, но Денис этого не слышал и единственный продолжал танцевать.
- Мне тогда снизили оценку на балл, - вспоминает парень. - Один из приглашенных членов комиссии сказал: “Ну и что, что ты не слышишь?”. Ко мне вообще долго привыкали. Я сдал все вступительные экзамены, но меня приняли с испытательным сроком на полгода. Говорили, что я выбрал не ту профессию.

Сначала Дениса просто игнорировали - сокурсники не хотели с ним общаться. Парня, не дослушав, перебивали, оскорбляли, но он ни на кого не обращал внимания - если слышал брань в свой адрес, просто отключал слуховой аппарат.
- Сейчас все нормально, - улыбается он. - Ко мне привыкли. И я ни на кого не обижаюсь: просто многие люди никогда раньше не сталкивались с инвалидами. А ведь два мира - глухих и слышащих - сильно отличаются друг от друга. Я сейчас преподаю танцы для детей, у которых тоже проблемы со слухом. С ними я могу общаться на языке жестов, они меня понимают и принимают.
Хотя даже глухие не верят в то, что Денис сам поступил в училище. Спрашивают, сколько он заплатил. Или думают, что кто-то за него попросил. Им сложно осознать, что слабослышащий смог стать своим среди здоровых.
- Эти дети тоже мечтают вырваться за привычные рамки, - говорит Денис. - Кем они станут? Сапожниками или парикмахерами, как принято. Но они этого не хотят. Поэтому для этих детей я стал кумиром, человеком, который сумел реализовать свою мечту.
- Он звезда среди глухих, - улыбается Надежда Петровна. - Знаете, сколько у него поклонниц.
Но Денис уверяет, что пока не думает ни о семье, ни о серьезных отношениях с девушками. Впереди новый рубеж: в этом году он будет поступать в Московский специализированный институт искусств на отделение актер драматического театра. А потом можно будет реализовать свою самую амбициозную идею: создать ансамбль, в котором вместе будут танцевать глухие, слабослышащие и здоровые артисты. Денис надеется, что так эти разные миры станут чуточку ближе друг к другу.

Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее