Придёт день - назову её мамой…
Они родились в один день, но с разницей в 12 лет. 4 июля Арайлым БЕКТУРСЫНОВОЙ исполняется тридцать, а Найле ЖУНУСОВОЙ - восемнадцать. Первая - мама, вторая - ее... дочь!
Арайлым хорошо помнит день, изменивший всю ее жизнь. Ноябрь 2010 года. Она едва перенесла тяжелый развод с некогда горячо любимым человеком, оставшись одна с пятилетним сыном на руках. Именно тогда ее - инспектора подразделения по делам несовершеннолетних Ауэзовского отдела полиции, старшего лейтенанта Бектурсынову - пригласили в детский дом №8 на презентацию проекта “Гостевая семья”. Речь шла о том, что отныне любая семья в городе, собрав предусмотренный пакет документов, получит право позвать воспитанника детдома в гости на выходные, праздники или каникулы. Ораторы долго говорили о том, что для подростков это едва ли не единственная возможность увидеть быт и взаимоотношения людей по ту сторону детдомовского забора. Ведь в таком возрасте практически не усыновляют…
А в самом конце на сцену актового зала вышли две девочки и спели песню о детдоме. Одна из них и была Найля Жунусова.
- Я даже не воспринимала, что она пела и как, - вспоминает Арайлым. - В голове стучала мысль: я хочу, чтобы Найля не просто приходила ко мне в гости, а осталась в нашем доме навсегда. Осталась как моя дочь. Меньше всего я думала о том, какая между нами разница в возрасте…
Не теряя времени, она обратилась к руководству детдома за “гостевым разрешением”. И уже в феврале, после совместно проведенных выходных и зимних каникул, Арайлым задала Найле вопрос: хотела бы она жить вместе с ней и ее сынишкой Хасаном?
- Конечно, я ответила “да”! - улыбается Найля. - В детдом я попала в три года. Папа умер. Мама спилась и навсегда исчезла из виду. Все это время я жила в ожидании, что вот-вот придут новые родители. И они приходили, но… не за мной! Когда же я окончательно потеряла надежду, в моей жизни появилась Арайлым. Сейчас я ее называю по имени, но, думаю, придет день, когда назову мамой…
Несмотря на обоюдное желание жить под одной крышей, Арайлым и Найле пришлось последовать рекомендации руководства детдома - повременить до окончания учебного года. Зато первое, что сделала Найля после последнего звонка - переехала с вещами в дом, который успел стать для нее родным.
Узнав, что я собираюсь к ним в гости в воскресенье, Арайлым поначалу бурно протестует: “Это единственный день, когда мы можем сделать генеральную уборку! А Найлюше надо еще кое-что подучить. В среду - последний экзамен!”. Но потом, немного подумав, сдается: “Хотя… Часок-то мы выкроим”.
“Хрущевка” на окраине города. В “двушке” скоро будет стерильная чистота. Окна вымыты, палас выбит, осталось расставить вещи по местам - и за учебники.
- К сожалению, учеба - наше слабое место, - вздыхает Арайлым. - Найля испугалась, что на ЕНТ не сможет набрать нужное количество баллов. Выбрала традиционные экзамены. А это пять предметов! Столько зубрежки! Вот пришлось Хасана до окончания экзаменов к бабушке в Озерки отправить. Он так к Найле привязался, что прохода ей не дает! Так вместе бесились, что даже надувной матрас прокололи!
Найля бросает на Арайлым виноватый взгляд. Та, подмигнув, ободряюще улыбается:
- Ничего! Прорвемся! Уговорим бабушку переехать в город. Ладно, уж пойдем ей навстречу - переселимся в дом на земле. Пусть за внуком присматривает, а то он точно не даст тебе в колледже учиться.
Они на пару заливаются звонким смехом. Развеселившись, Найля вызывается рассказать, что сделала впервые в своей жизни после знакомства с Арайлым. Во-первых, попробовала шашлык, когда они вместе с многочисленной родней выезжали на природу! Во-вторых, встала на ролики (как и сама Арайлым!). В-третьих, они обошли на пару все крупные торговые точки города. Ну и, наконец, Найля научилась готовить.
- Что именно? Салат из крабовых палочек, бешбармак ну и, конечно, наш любимый борщ - со свеклой и мозговой косточкой! - хвастается она.
Тут им обеим приходит в голову, что я просто обязана увидеть босоножки, которые они уже успели купить для Найли к выпускному балу. А на следующей неделе отправятся забирать из ателье платье - короткое, воздушное, цвета бирюзы!
Больше всего на свете Арайлым хочет пойти вместе с дочкой на ее главный в жизни бал, который состоится 20 июня. Но как раз этого она и не сможет сделать. Выпускные вечера оборачиваются для сотрудников полиции усиленным режимом работы. Старший лейтенант Бектурсынова по опыту прошлых лет знает, что будет сопровождать выпускников от торжественной части до встречи рассвета из средней школы № 19 или №33, а Найля учится в другой…
Прощаясь, не могу удержаться от восклицания: “Как же вы все-таки похожи!”.
- Я знаю! - умиротворенно улыбается Арайлым. - Правда, мы похожи не столько внешне, сколько внутренне. Мы одинаково чувствуем, мыслим, понимаем друг друга без слов. Это уже единогласно признали все мои родные, коллеги и друзья. Кто-то пытается это объяснить нашим астрологическим сходством (мы обе родились в месяц Рака и в год Петуха), а кто-то даже тем, что в прошлой жизни Найля была моей дочерью! Но как бы там ни было, главное - мы нашли друг друга.
И не они одни. Есть надежда, что еще для семи детдомовцев гостевая семья станет самой настоящей.
- Мы цепляемся за любую возможность, чтобы наши дети обрели родного человека - пусть не по крови, а по духу, - говорит директор детского дома №8 Сержан ОКАСОВ. - Тогда после выпуска из детдома они точно не окажутся на улице… Дело в том, что право на жилье у детдомовцев в Семее есть только на бумаге. Очередь на квартиру не продвигается вообще! Домов юношества, где они могли бы жить до достижения 23 лет, в нашем городе нет. Поэтому многие наши выпускники, оканчивая одно учебное заведение, поступают во второе, третье… И все ради общежития, которое предоставляется на время учебы…
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

