11043

От домбры домбры не ищут

Орыс батыр - именно так называют алматинца Олега НИКИТИНА (на снимке) поклонники его таланта. Он один из немногих русских музыкантов на отечественной эстраде, виртуозно играющий на домбре. Осенью музыкант обещает порадовать выходом дебютного диска.

Уже четырнадцать лет Олег играет на этом казахском народном инструменте. За это время не раз становился победителем различных конкурсов: в 2006 году на международном московском фестивале “Бегущая по волнам” занял первое место, на следующий год попал в финальную десятку SuperStar.kz. Кроме домбры он играет на гитаре, саксафоне, саз-сырнае, шанкобызе.
- У меня вся семья музыкальная, - рассказывает Олег. - Поэтому, когда я решил пойти учиться в музыкальную школу, никто не удивился. Удивились после, когда я стал играть и на гитаре, и на домбре. У меня был друг, который одновременно со мной записался на домбру, и мы стали обмениваться инструментами. Когда я первый раз взял в руки этот двухструнный инструмент и заиграл на нем, то понял - влюбился. Я занимался по пять часов в день и не переставал удивляться его звучанию. При поступлении в музыкальный колледж выбрал класс домбры.

- Не косятся на вас казахские исполнители?
- Нет. В музыке нет разделения по национальному признаку. Не раз мне приходилось играть для аксакалов (причем по несколько часов кряду), и ни разу не слышал недовольства с их стороны. Если даже я где-то допускал ошибку, то все понимали, насколько сложный для исполнения был кюй. Обычно закрываю глаза и начинаю играть. Многие говорят: мол, что там сложного: всего две струны! Но когда берут домбру, понимают, какой это сложный инструмент. Можно всю жизнь учиться играть, но так и не постичь всей его глубины.

- Ваша домбра сделана по заказу?
- Инструмент сделан специально для меня. В игре на домбре есть несколько уровней взросления в плане профессионализма. В музыкальной школе была одна программа, в колледже - другая. Например, исполнение кюя требует иного подхода. Научиться этому невозможно самостоятельно - только с преподавателем. Для меня таким наставником стал Тенел КУЛЬБАЕВ.

- Какой конкурс был для вас самым сложным?
- На каждом выступлении волнуешься как в первый раз. Одна из самых дорогих наград - третье место на конкурсе юных исполнителей терме. Тогда я не просто играл, но и пел казахские песни. Еще в седьмом классе попал на концерт активистов антиядерного движения “Невада - Семипалатинск”. Когда услышал, как один парень сыграл кюй, захотел повторить. Подошел к руководителю и говорю: “Дайте я исполню это же произведение”. На меня посмотрели с удивлением: русский мальчик - и хочет сыграть на домбре кюй! Но все же разрешили. Я вышел и сорвал бурю оваций. После того выступления мне сказали, что свяжутся со мной и пригласят на гастроли. Через год пришла телеграмма. В течение четырех лет мы гастролировали по всей стране, и даже по России. Это было очень долгое, но интересное турне.

- Вы собираетесь заниматься музыкой всю жизнь?
- Да. Хотя сейчас я получаю два высших образования - юриста и психолога. В жизни бывает всякое, и нужно иметь запасной вариант, чтобы он тебя кормил. К тому же у меня семья, дочка растет.

- Малышка проявляет интерес к музыке?
- Да. Она очень музыкальная.

- Есть у вас музыкальная мечта?
- Хочу познакомить весь мир с домброй. На этом инструменте можно сыграть практически все. Очень интересно на домбре звучат классическая музыка, итальянские и английские современные хиты.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Олега НИКИТИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее