Мастера змеиного доения
На большинство людей рептилии наводят ужас, но только не на алматинских серпентологов Александра ГУРНЕВА и Максима ЧЕРКАСОВА. Александр даже целуется с грозной индийской коброй.
Змеепитомник встретил нас дружным шипением.
- Это Пылесос, - смеется Максим. - Я так гюрзу прозвал, потому что она шипит, как пылесос. Кобра издает звуки как будто чихает, а эфа трется чешуей.
- Страшные, ползучие, ядовитые - это первые ассоциации у людей со змеями, - говорит Александр. - Но в то же время с глубокой древности их обожествляют, им поклоняются и используют змеиный яд для исцеления. Я увидел змею в пятилетнем возрасте и еще тогда решил, что буду изучать этих пресмыкающихся. С тех пор уже 15 лет моя жизнь связана с рептилиями. Шесть раз они меня кусали, но это не охладило моей любви к змеям. Первый раз цапнула гюрза во время забора яда. Я прижал ее крючком, фиксационную планку наложил на голову и уже было занес руку, чтобы начать работу. В этот момент она сделала резкий рывок под планку и куснула прямо в палец. Гюрза не просто змея, а настоящий “летающий шприц” с ядом: она может прыгать во всю длину своего тела! Сам укус практически безболезненный, но в течение часа развивается страшный отек, и если не вызвать медиков, то все может закончиться гангреной и ампутацией.
- У каждой змеи определенные повадки, и главное в общении с ними - знать эти особенности, - с этими словами Александр подходит к аквариуму и достает индийскую кобру по кличке Катька.
- Это его любимица, - шепчет мне Максим. - Сейчас увидите необычный трюк.
Мы с нетерпением наблюдаем за Александром. Змея то и дело норовит ужалить, но он мастерски уворачивается, гладит ее по шкурке.
- Сначала змею надо успокоить и отвлечь, например, рукой, - говорит Александр.
После нескольких минут заигрывания с шипящей красавицей он вдруг наклоняется и чмокает Катьку в капюшон. Потом еще и еще. Змея замирает, кажется, ей нравятся эти нежности.
- Что я чувствую, когда целую змею? Страшно, конечно, но есть в этом свой профессиональный кайф. Первый раз я этот трюк проделал несколько лет назад. Тут ведь главное - реакция и знание повадок змеи. Хотя иногда и профессионалы прокалываются. Мой друг из России выступает с номером “Поцелуй кобры” - так недавно его цапнули за губу. Ему повезло: змея только царапнула слегка... Да, моя профессия опасная, но менять ее не собираюсь. Мама первое время боялась за меня, но потом поняла: не так страшен змей, как его малюют. А еще рептилии очень хорошо снимают стресс. Бывает, настроение плохое, а возьмешь, например, питона на руки - сразу облегчение чувствуешь. В некоторых азиатских странах даже практикуют змеиный массаж.
- Скажите, а сбором змеиного яда вы занимаетесь?
- У нас в питомнике - нет. Это делается в серпентарии. Иногда ко мне обращаются спецслужбы, чтобы я определил настоящий ли это яд гюрзы. Один грамм сухого яда гюрзы со всеми документами стоит больше тысячи долларов. Чтобы получить этот грамм, надо “подоить” 10 “ползучих коровок”.
После наших уговоров Александр показал нам процесс “дойки” змей. Зрелище, честно говоря, впечатляющее: это надо видеть!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

