10104

Уголовно-педагогический авторитет

Сексуальный скандал в школе-интернате североказахстанского села Асаново благодаря огласке в прессе стоил должностей целому отряду чиновников, вплоть до главного областного педагога Темиргали АБИЛЬМАЖИНОВА (см. “Жёсткое порно”, “Педагогический приём”, “Время” от 20 и 21.4.2011 г.). Ободренные этим, местные учителя стали обращаться в СМИ как в последнюю инстанцию. И выяснилось, что некоторым местным бастыкам от образования даже совершение уголовных преступлений нисколько не мешает занимать начальственные кресла.

В 2009 году судьба подвергла тяжким испытаниям преподавателя Благовещенской средней школы, педагога с 42-летним стажем Любовь САМСОНОВУ (на снимке). Сначала у нее трагически погиб сын, а потом умерла сноха. И накануне выхода на пенсию женщина осталась с их семилетней дочерью на руках. Когда в прошлом году учительнице исполнилось 58 лет, несмотря на обещания позволить работать дальше и заключенный на весь 2010 год контракт, у нее предварительно отобрали почти все часы, а затем просто уволили. Добиваясь соблюдения своих прав, Любовь Самсонова принялась писать жалобы и пришла на прием к прокурору района Сергею ТЕЛИКОВУ. По ее словам, из-за этого ее поступка произошел форменный скандал:
- Естественно, я говорила о том, что у нас творится. Для прокурора оказалось полной неожиданностью, что в помещениях нашей школы с интервалом в неделю произошли две попытки суицида детей, которые директор и руководство отдела образования тщательно от всех скрывали. Ученики намеревались повеситься после разноса в кабинете директора школы Заказ БЕКТАСОВОЙ. Одного ребенка физрук вытащил из петли и еле откачал, а другого спустя неделю спасла техничка. И эта моя беседа с прокурором просто взбесила начальника отдела образования Александра МОИСЕЕНКО!
О многочисленных нарушениях, странных школьных порядках и своем несправедливом увольнении Любовь Самсонова писала в многочисленные инстанции. Однако ответ тогдашнего начальника областного департамента образования Темиргали АБИЛЬМАЖИНОВА был один: “Противоправных действий со стороны директора Благовещенской СШ Бектасовой З.А. и начальника РОО Моисеенко А.И. не выявлено”.  

В конце концов точка, как сообщила Любовь Самсонова, была поставлена в кабинете самого Александра Моисеенко:
- Они же знали, что на пенсию и одному-то человеку не прожить, а ребенка малолетнего растить  тем более тяжело. И тем не менее работать мне не дали. Когда я пришла к нему на прием, он по телефону со своей снохой разговаривал - о внуке своем. А потом начал мне рассказывать, что внука в лицей устраивает, потому как у них у всех “гены умные”. А вот ты, говорит, если бы похитрее была, тоже сейчас работала бы, а не жаловаться ходила! И я тебе не прощу, говорит, что ты к прокурору ходила и еще в области меня ославила! И пока я тут сижу, ты работать не будешь.
Наверное, у начальника отдела образования района действительно очень “умные гены”. Иначе ни за что бы не удалось ему выйти сухим из воды после череды приключений. Согласно материалам уголовного дела № 09595205107004, возбужденного весной 2009 года финансовой полицией, Александр Иванович в 2006-2007 годах очень ловко перечислял деньги строителям за не выполненные ими объемы работ при ремонте трех школ района. Стены красили, белили, штукатурили и проводили прочий ремонт сами педагоги, исправно получая зарплату от государства за преподавательскую деятельность.
А когда запахло жареным, начальник районного отдела образования, согласно постановлению от 20 июня 2009 года следователя межрайонного отдела финансовой полиции по Мамлютскому регио­ну Ербола ОМАРОВА, проявил недюжинные таланты фальсификатора: “В ходе проведения проверки Моисеенко А.И. были предоставлены два приказа о создании комиссий по приемке работ в Пресноредутской средней школе и средней школе им. Сабита МУКАНОВА № 129 от 31 июля 2007 года и № 131 от 9 августа 2007 года. Однако, согласно заключению эксперта, указанные приказы созданы в период, не соответствующий указанному содержанию. Кроме того, папка подшивки, в которой находятся указанные приказы, также подвергалась видоизменению, что свидетельствует о подделке указанных приказов”. В результате “умышленных преступных действий начальника ГУ “Отдел образования Жамбылского района” был нанесен ущерб государству на сумму без малого полтора миллиона тенге. Пока дело дошло до суда, всплыл еще один эпизод бурной деятельности начальника отдела образования, и ущерб увеличился до 2 миллионов 800 тысяч тенге. В чей карман упали эти деньги, остается только догадываться.

А дальше случилось чудо. Соглас­но протоколу судебного заседания Жамбылского районного суда под председательством судьи Каната АЛЬЖАНОВА от 12 августа 2009 года, Александр Моисеенко первоначально обвинялся по части 2 статьи 307 УК РК: “Злоупотреб­ление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность”. И рисковал он получить лишение свободы на срок до 4 лет. Ни один из свидетелей со стороны обвинения в суд тогда почему-то не явился, никакого судебного следствия проведено не было, и каких-либо новых обстоятельств в уголовном деле не появилось. Но государственного обвинителя, старшего помощника прокурора Жамбылского района Павла ГУСЕВА по необъяснимой причине настиг в этот день приступ вселенской доброты. Он переквалифицировал действия подсудимого на более мягкую статью, обвинив Моисеенко всего лишь в халатности. А это была уже совсем другая песня, потому как по такой прокурорской милости Александру Ивановичу начал грозить в худшем случае только год ограничения свободы.
К тому же бастык от образования оказался человеком состоятельным. Накануне судебного заседания он вынул из кармана и вложил в кассу своей организации 2 миллиона 800 тысяч тенге в погашение ущерба. И 12 августа 2009 года судья Канат Альжанов вынес постановление: “Уголовное дело по обвинению Моисеенко Александ­ра Ивановича производством прекратить и освободить его от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим”.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, mukomol@mail.kz, фото автора, Петропавловск

P.S. В феврале 2011 года суд признал увольнение с работы Любови Самсоновой незаконным, постановил выплатить ей компенсацию, однако в восстановлении на работе отказал. При этом директору Благовещенской средней школы Заказ Бектасовой собственный пенсионный возраст пребыванию в должности не мешает. Да и начальник районного отдела образования Александр Моисеенко до сих пор продолжает занимать свое кресло, хотя случившееся с ним пару лет назад удивительное примирение сторон и не являлось реабилитирующим основанием для прекращения уголовного дела. Все наши попытки выяснить у недавно назначенной на должность начальника областного департамента образования Алимы БАЙМУРЗИНОЙ, насколько такие приключения ее подчиненного соответствуют Кодексу чести госслужащего РК, успехом не увенчались.

Поделиться
Класснуть