Подвиньтесь, доктор Бэнг!
Бывший вице-президент Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) Хабибур РАХМАН одержал почти безоговорочную победу над своим работодателем.
По решению суда первой инстанции, доктора Рахмана обязаны восстановить в прежней должности и выплатить ему зарплату, потерянную за время вынужденного прогула.
Однако г-ну Рахману этого мало: он просит правительство отстранить президента КИМЭП Чан Йан БЭНГА от должности и провести в вузе ревизию за последние 10 лет.
Как мы уже сообщали, в апреле этого года Хабибур Рахман подал в суд на КИМЭП спустя полгода после своего увольнения (см. “Платите, господин президент!”, “Время”
от 14.4.2011 г.). В своем исковом заявлении он просил суд восстановить его в прежней должности и взыскать с вуза в свою пользу средний заработок за последние полгода - около 10 млн. тенге. И вот 8 июня этот громкий судебный процесс завершился.
- Решением суда исковые требования Рахмана удовлетворены частично (хотя мы считаем, что почти в полном объеме), - рассказывает официальный представитель бывшего вице-президента КИМЭП в суде Галина УХОБОТОВА. - Рахман восстановлен на работе в прежней должности исполнительного вице-президента. Отменен и первый приказ о его увольнении от 11 октября 2010 года, и второй - от 12 мая 2011 года. Также суд постановил: выплатить Рахману зарплату за 6 месяцев - это около 10 млн. тенге полностью.
А вот в части возмещения морального вреда суд удовлетворил иск нашего клиента не полностью. Д-р Рахман просил возместить ему моральный вред в размере 10 млн. Он хотел эти деньги передать нуждающимся студентам для оплаты обучения в КИМЭП. Суд решил: взыскать моральный вред в размере 50 тыс. тенге.
- Во время судебного процесса д-р Рахман и его защита заявляли много нелицеприятного в адрес руководства вуза. Если даже руководство КИМЭП пойдет на то, чтобы восстановить Рахмана, неужели уволенный захочет вернуться?
- Естественно. Кроме того, КИМЭП обязан выполнить решение суда. А судебный вердикт по трудовым спорам должен исполняться немедленно. То есть 9 июня Хабибур Рахман уже мог выйти на работу.
Конечно, у юристов КИМЭП есть возможность обжаловать это решение.
Но будут ли они это делать, еще не решили - в вузе говорят, что сначала дождутся, когда решение суда им вручат на бумаге.
А между тем д-р Рахман физически не смог бы вернуться к своим обязанностям 9 июня: в конце прошлого месяца он покинул Казахстан и сейчас находится в Канаде. Его отъезд из нашей страны сопровождался странными событиями. Незадолго до вынесения судебного решения на электронную почту автора этих строк пришло письмо, подписанное двумя адвокатами Хабибура Рахмана - Еленой РЕБЕНЧУК и Галиной Ухоботовой - и заверенное подписью их клиента. Не станем цитировать его полностью, приведем лишь наиболее любопытные фрагменты.
“За д-ром Рахманом была установлена слежка, к нему 19 мая 2011 года нагрянула миграционная полиция (по словам юристов, такого не было за все 11 лет работы Рахмана в Казахстане. - В.Б.) с проверкой законности его нахождения в Казахстане, - пишут авторы письма. - Д-р Рахман уехал за оформлением новой визы... Он намерен вернуться в КИМЭП и продолжить служить своему делу и государству, которое многие годы было для него второй Родиной”.
Авторы послания настаивают, чтобы в ситуацию с КИМЭП вмешалось Министерство образования. По данным адвокатесс, государству принадлежит 40 процентов акций вуза, а остальные 60 процентов - д-ру Бэнгу. Таким образом, последний одновременно является совладельцем вуза и его президентом.
“Почему молчит Министерство образования? - задаются вопросом Ребенчук и Ухоботова. - Почему оно не устранило причины, по которым АО “КИМЭП” не имеет (международной. - В. Б.) аккредитации? Ведь причина на поверхности: собственником КИМЭП и президентом КИМЭП не может быть одно и то же лицо (выделено нами. - Ред.). Этого международное сообщество не допускает в высших учебных заведениях...”
Авторы письма продолжают: “Д-р Рахман считает, что в сложившейся ситуации государство в лице уполномоченного органа по управлению 40 процентами акций должно принять решительные меры:
- отстранить Ч.Й. Бэнга от должности президента согласно международным стандартам;
- провести ревизию, инвентаризацию и аудит в АО “КИМЭП” минимум за (последние. - В. Б.) 10 лет”.
Мы задали вопрос руководству вуза, почему д-р Бэнг не откажется от акций вуза или не снимет с себя полномочия президента ради того, чтобы институт получил международную аккредитацию?
И вот что нам сообщили: “Проблемой при получении аккредитации была структура собственности, а не структура управления. В частности... организационно-правовая форма в качестве акционерного общества не обеспечивает того, что в долгосрочной перспективе институт будет существовать и ни один из акционеров не начнет перепродавать свои акции с целью наживы. В связи с этим был создан некоммерческий общественный фонд, куда планировалось передать все акции КИМЭП на условии, что они останутся в этом фонде и никто не сможет ими распоряжаться. Эта структура позволила бы обеспечить стабильность института в долгосрочной перспективе. Однако в связи с тем, что процесс передачи государственного пакета акций оказался проблематичным, на сегодняшний день этот процесс приостановлен. КИМЭП прорабатывал данный вопрос с правительством начиная с 2006 года. На сегодняшний день вопрос остается открытым. Тем не менее д-р Бэнг неоднократно публично делал заявления о том, что он готов передать свой пакет фонду на безвозмездной основе”.
В общем, весьма интересные события разворачиваются вокруг одного из самых раскрученных вузов страны. Вернется ли д-р Рахман на прежнюю работу? Что ответит Министерство образования на его претензии? Чем закончится история с заявлением д-ра Бэнга в финпол о финансовых нарушениях в вузе?
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
От редакции: мы внимательно следим за развитием ситуации.

