“Тоошка” для “татешки”
На этой неделе председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев сделал заявление, которому я лично готов аплодировать стоя. В частности, он сказал: “Большую часть госпредприятий мы реально должны закрыть… Такова на сегодня объективная реальность”. На фоне событий последних нескольких лет заявление это является столь же революционным, сколь и совершенно безнадежным. Перефразируя слова известного героя фильма, можно сказать: “Для Атоса это слишком много, для графа де ла Фер - слишком мало”…
Начинание агентства, конечно же, благое. Оно предлагает пересмотреть ряд законов с тем, чтобы четко ограничить виды госмонополий, где создание госпредприятий является неизбежным или крайне необходимым. Во всех остальных сферах численность оных предлагается сократить, передав их функции в частный сектор. Тем самым экономятся огромные бюджетные средства, ибо деятельность так называемого квазигосударственного сектора сегодня не просто неоправданна, а прямо убыточна. Собственно, оно было таковым и пять лет назад, и десять, и до эпохи исторического материализма. К примеру, три года назад тот же Есенбаев утверждал: “По итогам 2008 года поступление дивидендов от деятельности государственных предприятий составило 1 млрд. 620 млн. тенге, что в 57 раз меньше, чем сумма, затраченная государством на их содержание, эта сумма составила 87,5 млрд. тенге”. А ведь количество госпредприятий ежегодно растет.
Для чего нужны госпредприятия? Согласно Закону “О государственном имуществе”, они создаются для “решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства”, и лишь в следующих четырех случаях:
1) отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества;
2) использование и содержание стратегических объектов, принадлежащих государству;
3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии;
4) наличие общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует либо недостаточно развита конкуренция.
Но поскольку в нашей стране чиновник - и мать-кормилица, и отец-благодетель, и сын-пройдоха, то понятие “потребности общества и государства” все эти годы трактовалось весьма похабно. Не секрет ведь, что, когда речь идет о госпредприятии, большинство из нас живо представляют себе водокачку, пожарную часть, больницу, роддом, музей, школу. Понятно, что против таких организаций никто ничего не имеет. Святое! Страна у нас большая, бизнес - крохотный, конкуренции - никакой! Кто, окромя родного государства, позаботится о благе?! Кто поймет потребности?!
Поэтому практически каждое министерство, каждый акимат, каждая нацкомпания обросли сегодня сетями предприятий, численность которых в иных случаях превышает несколько сотен наименований. Каких только нет нынче РГП, КГП, ККП, ККГП, ТОО! Герои Ильфа и Петрова времен “угара НЭПа” обрыдались бы! “Геркулес” на “Геркулесе”, и почти все сплошь государственные! Парадокс, но чем больше принимается решений о поддержке малого и среднего бизнеса, чем больше говорят о реструктуризации госмонополий, передаче госфункций “вниз”, частнику, в конкурентную среду, тем больше и выше доля государственного сектора. Государство множится делением! Его сокращают, сокращают, а его все больше и больше. Можно еще понять, когда государство не хочет подпускать “чужих” к нефти, урану, к так называемым стратегическим отраслям. Но ведь сегодня растет количество предприятий, где государство могло бы не участвовать вовсе. Например, что-что, а петь, танцевать, рисовать, торговать, хоронить, поить, кормить, ремонтировать, строить, сеять, стричь, пасти (да мало ли еще чего) может и частник!
К примеру, на фестивали, концерты, спортивные мероприятия государство выделяет огромные средства, которые оприходуются всякого рода госконторами. У последних, ясное дело, есть свои “любимчики”, которые после освоения очередного бюджетного транша начинают чудесным образом покупать многомиллионную недвижимость, к примеру, в Нью-Йорке или еще где-нибудь. Хотя формально не придерешься: вот тебе тендерная комиссия, вот тебе конкуренция, вот тебе освоение…
Да и статистики нет достоверной! Есенбаев нынче говорит о “более 5400 государственных предприятиях, которые во многом не соответствуют нормам закона”. Это только те, что его агентство считает “неправильными”! А сколько их на самом деле, включая “правильные”? Чиновники ведь говорят о структурах, в создании которых так или иначе участвует государство. А сколько еще частных структур, всякого рода тоошек, которые кормят “агашек” и “татешек”? И ведь все обо всем знают! По крайней мере, те, кто участвует в тендерах или следит за ними…
Но помнится, ранее, в 2008 году, вице-министр экономики и бюджетного планирования Галымжан Пирматов в интервью “Интерфаксу” заявлял: “Из 4677 объектов коммунальной собственности (КГП, КГКП, АО, ТОО) деятельность 864 (или 18%) рентабельна, 642 (13%) убыточна и 3171 (67,7%) имеет нулевой результат”. Тогда удельный вес всего государственного сектора в структуре ВВП составлял около 20 процентов к объему ВВП республики! Нетрудно представить, что за прошедшие три года и количество госпредприятий, и их доля в ВВП выросли на порядок! По сути, на такие прибыльные компании, как “Казатомпром” или “Казмунайгаз”, приходятся сотни, а то и тысячи предприятий, которые в лучшем случае проедают и утилизируют казенные деньги, то бишь средства налогоплательщиков.
Это же ежегодно фиксируют и проверки Счетного комитета, отчеты которого можно читать не только как увлекательную повесть о нравах власть предержащих эпохи “великого распила”, но и как потенциальную заготовку для уголовного дела в любом секторе экономики. Председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев практически ежегодно говорит: “Субъекты квазигосударственного сектора ищут легкий способ получения прибыли, размещая свободные остатки на депозитах, не пуская их на дальнейшее развитие бизнеса”. Причем речь идет о сотнях миллиардов тенге! И хоть бы хны! Для кого эти проверки проводятся? Для чего нужны госаудиторы?
Совершенно чумовые данные дает госстатагентство. Например, оно утверждает, что по состоянию на 1 мая 2011 года в стране было зарегистрировано 291590 самых разных предприятий (юридических лиц)! Из их общего числа 249587 - частные, а 27088 - государственные! Из всего этого “богатства” более 100 тысяч было сосредоточено в Алматы и Астане! При этом порядка 100 тысяч предприятий трудно назвать “живыми”: либо не работают, либо закрываются, либо только создаются. В целом количество госюрлиц по сравнению с 1999 годом выросло почти на 7 тысяч единиц! Действующих! Причем прирост происходит в основном по такому направлению, как государственное управление!
Это особенно прискорбно, если учесть, что численность занятых в малом предпринимательстве с января по март 2011 года сократилась почти на 100 тысяч человек (повсеместно, кроме Алматы, Астаны, Атырау, Мангистау)! В целом доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП последние несколько лет снижалась. Если в 2005 году доля МСБ в ВВП составляла порядка 40,5%, то к 2009 году она едва превышала 30-процентный показатель. Кризисные годы вряд ли улучшили этот показатель. О каком качестве экономики в таком случае идет речь? О каком среднем классе мы говорим? Стоит ли после этого удивляться, что огромные бюджетные средства, выделяемые государством на развитие села, здравоохранения, образования, науки, инфраструктуры и еще чего-то очень нужного для страны, для народа, зачастую не доходят до конкретного адресата, потребителя, получателя? Конечно, не дойдут! Они даже из Астаны могут не выйти, не то что дойти до Аркалыка или Жанатаса…
Одним словом, прав, сто раз прав Мажит Есенбаев! Количество государственных контор и шарашек надо сокращать. Сокращать везде, за исключением строго оговоренного законом перечня отраслей. Иначе очень скоро мы построим полный социализм, миновав капитализм, а о малом и среднем бизнесе, частной инициативе будем читать в книгах по истории или зарубежной политэкономии. Многие страны и народы уже сто раз убедились в очевидности простой истины: государство - плохой собственник, а чиновник - это не бизнесмен. Не разделив бизнес и власть, собственность и власть, мы рискуем снова и снова наступать на одни и те же грабли. Хорошо сказал российский публицист Дмитрий Быков: “Два килограмма говна плюс два килограмма повидла дают в итоге четыре килограмма говна”. То же и с большинством госпредприятий…
Айдос САРЫМ, политолог, вице-президент ОФ “Абай-информ”, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

