Салатное отношение
Если есть ковер, то будет и подковерная борьба: еще до открытия кинофестиваля “Звезды Шакена” начали ходить разговоры о том, что форум хотят прикрыть. Инициатива якобы исходит от создателей нового фестиваля студенческих фильмов “Бастау”, которые вовсю лоббируют собственное детище. Трудно сказать, почему, поддерживая одно, надо умерщвлять другое, но утверждать уверенно, что в следующем году обязательно состоится десятый, юбилейный фестиваль “Звезды Шакена”, никто сейчас не может. В том числе член отборочной комиссии и жюри фестиваля, кинорежиссер Лейла АРАНЫШЕВА.
- Давление на “Звезды” - это слухи или все реально?
- Лукавить не буду, давление было и есть, и я даже хотела собрать пресс-конференцию во время проведения фестиваля, чтобы чиновники (“Бастау” организует Академия искусств имени Жургенова совместно с акиматом Алматы. - Т.Б.) и мои коллеги-кинематографисты объяснились. Потому что в процессе подготовки форума постоянно приходилось слышать от представителей власти: “Ваш фестиваль никому не нужен, мы его закроем, мы вам денег не дадим!”. Ну спасибо, что пока дают и не закрыли.
Мне вообще непонятно, зачем противопоставлять два фестиваля. Пусть их будет больше, хороших и разных. Я думаю, что с каждым годом “Звезды Шакена” набирали какой-то новый номинал и за девять лет стали по-настоящему полноценным международным кинособытием. Другое дело, что все эти помпезные церемонии открытия, красные дорожки и шоу-программа, где разве что девушки на шесте не крутятся, совершенно не нужны. Фестиваль должен быть рабочим мероприятием с молодежной тусовкой. Но на карнавальности настаивает все тот же акимат, который выделяет деньги. Это ему нужны звезды (деньги на которых, кстати, он не дает), шоу и ощущение праздника. В результате этих потуг получалось так, что сами кинематографисты - участники конкурсной программы - признавались, что чувствуют себя салатом к основному блюду. Но слава богу, на церемонии награждения они поняли, что были все-таки “горячим”.
- Почему за девять лет фестиваль стал полноценным международным событием, а расписание кинопоказов не полноценное, не международное? Если смотришь один фильм, то автоматически не попадаешь на другой - повторов нет.
- Снова вопрос денег. За показ каждой картины нужно платить правообладателю, причем иногда весьма приличные суммы. Только по этой причине мы отказались от чудесной китайской картины, которая недавно взяла приз в Локарно.
- Ну а зачем тогда такое нереальное количество конкурсных картин, номинаций и призов? Сокращайте программу. И деньги сэкономите, и людям легче будет.
- Я сама всегда о том же говорю. Это, знаете, от нашего постоянного желания объять необъятное и показать, что у нас богатый дастархан. С одной стороны, вроде и неплохое стремление, но с другой - приносит определенные сложности.
- Что вы ответите на претензии относительно отсутствия “казахстанского содержания” на фестивале? Сплошь Кыргызстан, Турция, Румыния и так далее. Понятно же, что это основная причина недовольства со стороны.
- Фестиваль - это констатация ситуации в кинематографии. Он показывает то, что есть сейчас в кино, и не способен придумать то, чего нет. Наши картины, представленные на конкурсе, не выдерживали критики и поэтому не попали в программу. В основном все было уровня хоум-видео.
- Да, но констатировать то, что у нас все плохо, можно до бесконечности. А созидать кто будет?
- Академия искусств имени Жургенова и компания “Казахфильм”. Это их первостепенная задача. При чем здесь фестиваль? Если бы у нас был конкурс колхоза “Красный мак”, то все призы были бы у представителей “Красного мака” (к чему некоторые товарищи и стремятся). Но мы-то делаем профессиональный форум и судим фильмы по гамбургскому счету. Если нет интересных картин отечественного производства в принципе, то их нет и на фестивале.
Вообще, с молодежью нашей происходит что-то непонятное. Каждое поколение априори лучше предыдущего, и с этой точки зрения нынешние студенты лучше меня. Наверное. Но я не могу понять, почему они приходят к нам с конкурсной заявкой уже после закрытия отбора картин - “Звезды Шакена” уже девятый раз проводились, можно было все узнать заранее. Или почему они не ходят на фестивальные показы - такие ленты, как “Армадилло”, невозможно нигде больше увидеть! Но им это неинтересно.
Мне кажется, нынешнюю нашу молодежь прельщает не само кино как искусство, а все, что вокруг него. Им не важно, какую ленту они снимут, им важно, как они прогнутся, как потом пройдут по красной дорожке...
- Не так давно состоялся “круглый стол”, на котором очень долго говорили о том, почему в советское время снимали шедевры, а сейчас не снимают. Выяснили, что опять во всем виноват “Казахфильм”. Но сколько ни повторяй “Броненосец Потемкин”, пока не появится Эйзенштейн, “Броненосец” никто не снимет. То есть кино - это вопрос масштаба личности. Нет личности - нет кино.
- Однозначно.
- А куда люди делись?
- Не знаю... Гении и таланты не появляются сами по себе. Это вопрос образования. Если говорить о кино, то нам надо было идти по схеме Восточной Европы, где студии открыли свои двери всем желающим. В результате появилась неплохая румынская кинематография, венгерская, появились чехи, у которых сейчас все, как в Голливуде, включая цены на услуги. Потому что местные учились у тех, кто приезжал извне. А мы пошли другим путем - начали ковать свои кадры. И на чем их теперь ковать? Нет ни художников, ни гримеров, ни операторов (мне сказали, что опытный оператор теперь - это тот, кто снял одну картину!). В нашем кино царит полный профессиональный и личностный упадок, и это, кстати, видно по “Звездам Шакена”. Так что тут не фестиваль закрывать надо, а думать, как нам выбраться из образовательно-культурного провала. Любая страна в мире оценивается по состоянию культуры и науки - это непреложная истина.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

