Вдарим по пиву!
Почти в половине из 25 проверенных киосков и магазинов Алматы подростки смогли легко приобрести пиво. Таковы итоги акции “Пивной дозор”, которая прошла в южной столице в четверг.
Около 45 активистов разбились на три группы и отправились по торговым точкам города, чтобы проверить исполнение закона о запрете на продажу несовершеннолетним янтарного напитка. В отряды дозорных вошли известный байкер-кругосветник Дмитрий ПЕТРУХИН, артист цирка Мурат МУТУРГАНОВ (более известный как клоун Мутурганчик), участник группы “All Давай” Шухрат, а также общественные деятели, представители горакимата и журналисты. За два часа, что длился рейд, мы объехали 25 магазинов. В 11 из них продавцы свободно отпускали пиво подросткам.
На роль “живца” были приглашены шестеро мальчишек и девчонок разного возраста от 15 до 20 лет. В нашей группе с этой ролью отлично справились Ника ЖОРНИКОВА и Нурали АЙТЕЛЕКОВ.
- Раньше алкогольные напитки приходилось покупать? - интересуюсь у ребят.
- Лично для себя - нет, а для компании друзей - да. Причем никто никаких документов не спрашивал.
...Первый “объект”: магазин на перекрестке улиц Гоголя и Муратбаева. Результат: банка пива в руках у Нурали.
На вопрос, почему вы продали алкогольный напиток подростку, продавец начала оправдываться: дескать, не обратила внимания на возраст покупателя.
- Я знаю, что нельзя продавать алкогольные напитки лицам моложе 21 года, - заявила она. - Однажды я попросила у молодого человека удостоверение личности, но в ответ услышала нецензурную брань. Выяснилось, что парню уже 25 лет, просто он выглядит молодо. С тех пор стараюсь определять возраст на глазок.
Дозорные неодобрительно покачивали головами, всем своим видом выражая явное недоверие труженице прилавка. В следующем магазине - тот же результат. Только в этот раз пиво продали Нике. Правда, не обошлось без скандала. Продавец сначала в штыки пыталась выпроводить дозорных, но после того, как ей объяснили, что наша акция не носит карательного характера, женщина успокоилась и даже повесила у себя на стенке стикер с надписью: “Есть 21? Подтверди!”
- Подростки в наше время довольно свободно покупают пиво и даже напитки покрепче, - возмущается участник группы “All Давай” Шухрат. - Продавцам вовсе не интересен их возраст, главное для них - продать побольше и подороже. В этом мы убедились сегодня сами. Пивной алкоголизм не менее страшен, чем любой другой, но, к сожалению, взрослые не задумываются над этим. Я сам не пью совсем. Признаюсь, это вредит моей работе. В творческой среде так: если ты с кем-то не выпил, то можешь лишиться какого-то проекта.
- Все зависит от семьи, - продолжает разговор президент общественного фонда “Улагатты жануя” Марианна ГУРИНА. - В былые времена у детей казахов первым делом спрашивали не “как тебя зовут?”, а “чей ты сын?”, и ребенок с гордостью говорил к какому роду он принадлежит. Моя мама всегда говорила, что алкоголь и азартные игры - это плохо. И для меня это было законом. Я никогда не пробовала спиртных напитков, в моей семье праздники проходят без алкоголя и при этом весело и интересно.
- Вы верите, что подобными акциями можно исправить положение?
- Хочется верить. Ведь сегодня мы “зафиксировали” десятерых продавцов, которые расскажут своим коллегам о том, что в городе проходит такая акция, - и те задумаются...
Дозорные тем временем идут дальше. И - о чудо! - в следующем магазине нашим “подсадным уткам” отказываются продавать пиво.
- Вам явно нет 21 года, - заявил продавец, - поэтому покупайте лимонад!
- В подростковом возрасте очень хочется поскорее приобщиться к взрослой жизни - сигареты, пиво, спиртные напитки, - говорит известный байкер, депутат маслихата Алматы Дмитрий ПЕТРУХИН. - Это было, есть и будет. Другое дело, что, например, в дни моей молодости запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним соблюдался очень строго. Конечно, мы прибегали к различным уловкам, но это не было массовым явлением, как сейчас. Помню, в восьмом классе решили с пацанами “по-взрослому” отметить 7 ноября. Правдами и неправдами купили несколько бутылок вина и спрятали его на чердаке дома. Когда пришли утром за напитком, то нас ждало разочарование: бутылки лопнули от мороза! Естественно, расстроились, но праздник удался и без этого.
- Вы сами-то любите пивка попить?
- Вы хотите сказать, что байкер и пиво неразделимы? (Смеется). Должен вас разочаровать: я не большой любитель пива. В стрессовых ситуациях предпочитаю выпить сто граммов водки, но никогда не злоупотребляю спиртным.
Продавцам дозорные вручали памятные подарки с пожеланиями соблюдать закон.
- Проект “Пивной дозор” появился в России в 2008 году, - рассказывает организатор акции Алексей ЗАЙЦЕВ. - В Казахстане мы проводим его второй раз. В 2009 году в 24 торговых точках из 50 подросткам без особых проблем удалось купить янтарный напиток. В этот раз результаты не менее плачевные. Но мы намерены и впредь устраивать подобные дозоры.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото предоставлено организаторами акции, Алматы

