Нефтяники Мангистау: Остаёмся бастовать!
Два дня подряд - в четверг и пятницу - в Актау у здания акимата Мангистауской области собирались несколько тысяч бастующих нефтяников АО “Каражанбасмунай”. Рабочие требовали повышения зарплаты и освобождения юриста профсоюза Натальи СОКОЛОВОЙ, против которой возбуждено уголовное дело за разжигание социальной розни.
Как мы уже писали, нефтяники Мангистауской области держат голодовку и бастуют с начала мая. Наталья Соколова, активно поддерживавшая забастовщиков, получила 8 суток административного ареста за проведение несанкционированного профсоюзного собрания. Пока активистка отбывала это наказание, против нее возбудили уголовное дело за разжигание социальной розни (статья 164 УК РК). За это ей “светит” до 10 лет лишения свободы.
1 июня истек срок административного ареста, но Наталью так и не освободили.
- Ее оставили в ИВС еще на три дня, - говорит супруг Соколовой Василий ЧЕПУРНОЙ. - В субботу, 4 июня, будет решаться вопрос об избрании меры пресечения: арест либо домашний арест.
Рабочие, возмущенные репрессиями в отношении своего лидера, в четверг “осадили” акимат Мангистауской области.
Бастующие пытались прорваться к акиму области Крымбеку КУШЕРБАЕВУ - ни с кем другим говорить не хотели.
- Аким улетел в Астану. Мы созвонились с ним, он сказал, что как только приедет, сразу назначит вам встречу. Поэтому оставьте кто-нибудь свои координаты, мы вам позвоним, - пытался договориться с бунтовщиками заместитель руководителя аппарата акима области Ержан СЕРИКБАЕВ.
Оставлять номера своих телефонов нефтяники отказались. Они боятся давать интервью и отворачивают лица от камер. Говорят, что всех, кто когда-либо попадал в объектив, руководство компании сразу увольняет. Поэтому дожидаться приезда акима области решили возле здания.
И глава области не обманул ожиданий. Вчера он вернулся в город и назначил бунтовщикам встречу. Ее результаты пока неизвестны.
Между тем, по информации рабочих, в среду около 12 часов после скандала с руководством АО “Каражанбасмунай” скончался начальник автоколонны ТОО “АргымакТрансСервис”. Сабиту КЕНЖЕБАЕВУ было 48 лет, у него осталось четверо детей.
- Он сам не принимал участия в забастовке, но поддерживал нас, - говорит рабочий Куаныш САРСЕНБАЕВ. - Утром Сабит общался с забастовщиками, а потом пошел в контору. Говорят, у него был конфликт с вице-президентом (АО “Каражанбасмунай”. - М. А.). Он вышел и прямо возле офиса умер - сердце остановилось…
А тем временем
В четверг в Алматы прошла пресс-конференция, в ходе которой представители общественных объединений, правозащитники и лидеры профсоюзов заявили о намерении поддержать бастующих нефтяников Западного Казахстана.
- Мы постоянно на связи с бастующими, - говорит председатель независимого профсоюза “Жанарту” Есен УКТЕШБАЕВ. - На днях работники “Озенмунайгаза” сообщили нам, что выдвинули новые требования: передислоцировать офис АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”” в Актау; вернуть статус АО производственному филиалу “Озенмунайгаз”; применить экологические надбавки к зарплате работников бюджетной сферы Жанаозена, то есть врачам и учителям, и увеличить их заработок на 60 процентов; национализировать нефтяные предприятия. Если они не будут выполнены, то рабочие намерены разбить палаточный лагерь у акимата области и оставаться там до разрешения конфликта.
Сопредседателя Социалистического движения Казахстана Айнура КУРМАНОВА журналисты спросили: почему нефтяники бастуют, ведь у них и так высокие зарплаты?
- Работодатели все время пытаются взять за точку отсчета самые высокие зарплаты топ-менеджеров, доходящие до 10-20 тысяч долларов, и самые низкие, предположим, уборщицы, - объяснил он. - Средний уровень получается весьма солидный. Но мы видели зарплатные квитки рабочих 5-6-го разряда, которые трудятся на буровых. Они получают 120-150 тысяч тенге. Тут надо еще учитывать уровень цен: в Мангистауской области они несравнимы даже с алматинскими: там все привозное, и поэтому на порядок дороже. Плюс тяжелые условия труда, экология и т.д.
Активисты рассказали, что они подали заявки на проведение митингов в поддержку бастующих в девяти регионах Казахстана, но везде получили отказ. По их словам, на следующей неделе у посольств Казахстана в России и странах Евросоюза пройдут акции солидарности с нефтяниками Мангистау.
Комментарий в тему
Вчера мы направили в АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, (“дочками” которого являются “Каражанбасмунай” и “Озенмунайгаз”) официальный запрос, на который в тот же день получили ответ. Приводим его в сокращении.
- Какова сейчас обстановка на предприятиях?
- Ежедневно увеличивается число выходящих на работу. 3 июня в акции протеста в “Озенмунайгазе” принимали участие 724 человека, в основном это водители технологического транспорта. Невыход спецтехники составляет 52 процентов. Водители автобусов выходят на работу практически в полном составе. Компания обеспечивает безопасность и доставку на работу сотрудников, не участвующих в акции протеста. В АО “Каражанбасмунай” наблюдается постепенный рост суточной добычи нефти. Количество участников забастовки сократилось до 90 человек.
- По нашей информации, уже уволено 72 работника “Каражанбасмуная” и 53 - “Озенмунайгаза”. Так ли это и сколько еще планируется уволить?
- РД КМГ приступила к расторжению трудовых договоров с теми работниками “Озенмунайгаза”, кто, нарушая трудовую дисциплину, отказывается выходить на работу. В настоящее время уволено 62 человека. “Каражанбасмунай”, в свою очередь, тоже расторгает трудовые договоры с теми, кто, нарушая трудовую дисциплину, отказывается выходить на работу. В настоящее время уволено 72 человек. Трудовые договоры будут в соответствии с законодательством РК расторгаться с теми, кто нарушает трудовую дисциплину.
- Соответствует ли действительности информация о том, что начальник автоколонны ТОО “АргымакТрансСервис” Сабит Кенжебаев скончался после скандала с вице-президентом АО “Каражанбасмунай”?
- Нет. С начала незаконной забастовки 17 мая на месторождении Каражанбас до 29 мая (день пересменки) Сабит Кенжебаев находился непосредственно на объекте, на своем рабочем месте. Он призывал работников своего структурного подразделения остановить забастовку, выйти на работу. Никакого давления на Кенжебаева со стороны работодателя, что могло привести к его смерти, не было. Согласно заключению врачей скорой медицинской помощи Мангистауской области, ему был поставлен диагноз “биологическая смерть”.
- Что руководство предприятий делает для разрешения конфликта?
- Для разрешения конфликта руководство компании проводит среди рабочих разъяснительную работу.
- Будут ли удовлетворены требования бастующих?
- Требования бастующих необоснованны, что подтверждено соответствующими решениями. Так, суд Жанаозена рассмотрел заявления работников “Озенмунайгаза” и 24 мая вынес решение, согласно которому все выдвинутые требования признаны необоснованными и незаконными. 20 мая решением Тупкараганского районного суда Мангистауской области забастовка работников “Каражанбасмуная”, ТОО “АргымакТрансСервис” и ТОО “ТулпарМунайСервис” признана незаконной, решение суда обращено к немедленному исполнению. Необоснованность требований участников забастовки “Каражанбасмуная” о повышении заработной платы с учетом отраслевого и территориального коэффициентов ранее также была подтверждена заключениями департамента труда и социальной защиты по Мангистауской области, Министерством труда и социальной защиты, разъяснением Генеральной прокуратуры РК и (выводами) межведомственной комиссии под руководством вице-министра труда и социальной защиты от 13 мая 2011 года. Таким образом, ни РД КМГ, ни “Каражанбасмунай” не будут удовлетворять требования, признанные незаконными.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы, Ирина ГОНЧАРОВА, Актау