11140

Обратная сторона медали

Скандал с российскими памятными медалями, посвященными 20-летию вывода советских войск из Афганистана, которых уже два года ждут алматинские ветераны-интернационалисты (см. “Дьявол кроется в медалях”, “Время” от 17.5.2011 г.), обрастает новыми подробностями.

Напомним, еще летом 2008 года к президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ обратился с письмом председатель комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств стран СНГ Руслан АУШЕВ, просивший организовать юбилейные мероприятия и профинансировать покупку учрежденных комитетом медалей. Для казахстанских ветеранов их требовалось чуть больше 20 тысяч штук. В администрации президента было принято решение - закупить и наградить. Однако спустя 8 месяцев после президентского поручения исполнить его смогли только власти Жамбылской, Костанайской и Кызылординских областей, а также руководство КНБ и МВД.
Спустя два года выяснилось: алматинские афганцы медалей не получили до сих пор, так как бывший начальник управления внутренней политики акимата Алматы Орынбасар ТАЗАБЕКОВ перечислил деньги не в комитет Руслана Аушева, а в... казах­станскую Ассоциацию ветеранов Афганистана, возглавляемую генералом Бахытжаном ЕРТАЕВЫМ. В итоге юбилейные награды были отчеканены на монетном дворе Нацбанка. И награждены ими были далеко не все алматинские воины-интернационалисты. Как заявил нашей газете вице-мэр Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ, это стало одной из причин ухода г-на Тазабекова со своего поста.

Сразу после той публикации в редакцию пришло письмо Орынбасара Тазабекова. Он утверждает: никаких поручений о закупке именно российских медалей из Астаны в акимат Алматы не поступало, на эти цели из бюджета Алматы деньги не выделялись. Орынбасар Калыкбаевич назвал комментарий своего ухода, данный Сериком Тураровичем, некорректным. Вчера мы дозвонились до г-на Тазабекова.
- Те деньги, которые были перечислены в ассоциацию Ертаева, действительно в управление внутренней политики поступили, но до поручения президента. И не на закупку российских медалей, а на сувенирную продукцию вообще, - говорит экс-глава управления внутренней политики. - Да, заседание координационного совета воинов-интернационалистов проводилось, но на этом заседании одни высказывались за то, чтобы закупить российские медали, другие - против. Кто-то вообще предложил купить... квартиры. Я ребятам объяснил: мы - не коммерческая организация, а госучреждение. Я сам афганец, поэтому мог отправить деньги и ПАШЕВИЧУ (главе союза воинов-интернационалистов “Боевое братство”. - А. А.), и Ертаеву - мне разницы не было. Потом от кого-то - не помню от кого - поступило предложение изготовить медали в Казахстане, использовав дизайн награды, учрежденной комитетом СНГ, - ее себестоимость выходила дешевле.

- То есть президент поручил одно, а вы сделали другое?
- Туда (в Россию. - А. А.) мы никак не могли перечислить: были там таможенные расходы, а деньги-то на них специально выделены не были.

- А почему вы отдали предпочтение именно ассоциации Ертаева? Ведь у него такое же общественное объединение, как десятки других.
- Потому что, во-первых, это республиканская ассоциация, и многие его поддержали. Шесть человек из координационного совета - Сергей ПАШЕВИЧ, Мурат АБДУШКУРОВ, Байкал ХАМЗИН и другие - не захотели (перечислить деньги Ертаеву. - А. А.). Но я им еще тогда сказал: решите этот вопрос между собой. У меня ведь сроки - мне нужно было деньги “выгнать”. Я их “выгнал” - вот и все! Кроме того, в ассоциации Бахытжана Ертаева больше членов, чем в других ветеранских организациях. Может быть, это моя ошибка. Надо было перечислить Пашевичу.

- Но он об этом не просил, не так ли?
- Пусть тогда ходатайствует о получении этих медалей и дополнительном финансировании - никто ему не запрещает... Что касается слов господина Сейдуманова, то он немного лукавит: на медали акимат денег нам не выделял. Я человек деликатный, два года у него в подчинении проработал и не хотел бы поднимать эту тему. Если бы я поступил противозаконно, финпол и прокуратура уже предъявили бы мне претензии. Деньги были направлены в ассоциацию Ертаева с позволения Серика Тураровича! Мне с ребятами (афганцами. - А. А.) делить нечего, мы с ними уже войну между собой поделили... И мне стыдно возвращаться к этому вопросу. А ушел я из управления по состоянию здоровья, а не из-за конфликта по поводу медалей, никаких взысканий не получал. Прерогатива принимать на работу и увольнять - у акима, а не у Сейдуманова или у общественного координационного совета.

Сам Серик Сейдуманов, которому мы вчера передали упреки Тазабекова, был откровенно удивлен.
- Его (Тазабекова. - А. А.) послушать, так управление внутренней политики имеет свои собственные деньги! Это ведь бюджетная структура, финансируется акиматом, - говорит Серик Турарович. - В управлении внутренней политики разные статьи расходов, и в случае необходимости они могут корректироваться. Так было и с юбилейными медалями. Когда на заседании координационного совета принималось решение о закупке российских медалей, Тазабеков там был и кивал головой. А сделал он почему-то по-своему. Вообще за время работы в управлении внутренней политики он неоднократно допускал ошибки, за которые получал устные выговоры. Хотя я имел право делать их письменно - и тогда у него уже не получилось бы уйти по собственному желанию.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть