Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка
На этой неделе на учебно-тренировочном полигоне МЧС РК “Скальный город” в Алматинской области на реке Или проходит шестнадцатый сбор-семинар спасательных формирований “КазСпас-2011”. Двадцать пять команд из Казахстана и стран СНГ борются за право называться сильнейшей. Россию в этом году представляют команды из Самарской области, Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Коми. Две дружины приехали из Киргизии, по одной - из Таджикистана и Азербайджана. Все остальные - из нашей страны.
Лагерь спасателей просыпается с первыми лучами солнца. Сначала на этапы уходят судьи: им до подхода команд нужно подготовить старт и обеспечить безопасность прохождения дистанции. Первый стартовый сигнал звучит в семь утра, крайний (спасатели, как и летчики, никогда не говорят последний) - в семь вечера. На прохождение каждого этапа отводится 90 минут.
- Вчера участники закончили “техногенку” - поисково-спасательные работы (ПСР) в условиях техногенных катастроф, - рассказывает главный судья соревнований Алихан КОБЖАНОВ. - В нее включены ДТП, “химия”, подземный лабиринт, форт и подвижной завал. Мы постарались создать условия, максимально приближенные к реальным. Я считаю “КазСпас” хорошей школой, позволяющей набраться бесценного опыта. Ведь лучшая награда для спасателя не медали, а спасенная человеческая жизнь.
Пять дней соревнований прошли в трудных погодных условиях: проливные дожди сменялись нестерпимой жарой, сильным ветром, переходящим в пыльную бурю. И так порой - несколько раз за сутки...
На этапе “Форт” работала команда поисково-спасательной службы Республики Коми. Вместо привычных нервных выкриков: “Давай быстрей!”, “Не тормози!”, “Чего ты копаешься?!” - были слышны только спокойные команды: “Страховка готова!”, “Выдай!”, “Принимаю!”. И что уж совсем непривычно было слышать, как спасатель успокаивал “пострадавшую” (деревянный муляж): “Потерпи, миленькая, все будет хорошо. Сейчас я тебя приподниму, обвязочку надену - и мы в люк полезем. А там уже “скорая” ждет - тебе сразу помогут”. На вопрос, зачем он все это приговаривает, он спокойно ответил: “Это привычка. Да и ждать, пока напарник страховку обеспечит, легче”.
А на этапе “химия” произошел случай, который войдет в историю этого “КазСпаса” как несомненный казус.
- Пришла команда Азербайджана, ребята начали надевать костюмы химзащиты: там по условиям требуется спуститься в бочки с агрессивной средой, поднять оттуда пострадавших и груз, - рассказывает старший судья этапа Станислав МЕНЬШОВ. - В суете на дыхательную маску набросали кучу вещей, и один участник долго не мог ее найти. Я ему говорю: здесь “зона заражения”, ты должен дышать через баллон. Делай что-нибудь. Ну и он, не найдя маску, взял баллон со сжатым воздухом, вставил его в рот и открыл подачу воздуха. В таком виде собрался идти работать. С одной стороны, конечно, смешно, но в реале - совсем не до смеха.
Впрочем, из года в год во время “КазСпаса” происходят события, над которыми потом долго смеются и участники, и судьи.
- Пару лет назад команда из Красноярска приехала прямо перед первым стартом: их на таможне задержали, там все не могли понять, зачем им столько “железа”, - рассказывает заместитель главного судьи по безопасности Айбек СУЛТАНБЕКОВ. - Ребята толком не успели пройти акклиматизацию и в какой-то момент поняли, что сами вот-вот окажутся в состоянии пострадавших. Вода, которую взяли с собой, закончилась, а до реки далеко. Рискнули запросить помощь со стороны. Им подвезли воду, и они продолжили движение, но штрафов огребли за это много. А в прошлом году команда Китая, устав, загрузила все свое снаряжение - в том числе и личное - в сопровождавшую их машину и пришла к финишу налегке. На резонный вопрос, зачем они это сделали, китайцы, не моргнув глазом, ответили: “Так тяжело же было!”
Сейчас судьи подводят итоги “техногенки”, а впереди еще три километра кросса, комплекс силовых упражнений, водолазные работы и самая изнуряющая дистанция, на которой участники проводят практически весь световой день, выкладываясь по полной программе.
Что и говорить, тяжела доля спасателя…
Надежда ЛАРИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область

