Без креста
Почти пятиметровый крест, установленный на одном из самых опасных перевалов Восточного Казахстана, не простоял и трех дней: неизвестные распилили его на куски и сбросили с обрыва.
Осиновский перевал на трассе Усть-Каменогорск - Зыряновск для путников таит одновременно и радость, и печаль. Радость оттого, что здесь кончается наиболее опасный участок пути по горным серпантинам, а также есть кафе и родник, а печаль - потому как именно с Осиновским чаще всего связаны сообщения об автокатастрофах.
- Наши друзья сами сделали деревянный крест с надписью “Спаси и сохрани”. Привезли его и установили неподалеку от дороги. Ставили крест мужики вшестером - такой он большой и тяжелый, - рассказывает устькаменогорец Алексей БОРОДУЛИН. - Чтобы путники могли остановиться возле него, помолиться, быть может, избежать аварий. Ведь там только за прошедшую зиму было шесть возгораний автомобилей.
Возможно, дорожные службы посчитали крест ненадлежащим знаком и убрали?
- Ничего подобного, - заявляет Сергей КОВАЛЕНКО, начальник управления дорожной полиции Усть-Каменогорска. - Я сам видел этот крест, никаких правил дорожного движения при его установке нарушено не было. Он стоял на возвышении, на так называемом пике Сталина, где раньше был памятник вождю советской эпохи. От дороги это далеко и никому не мешает. А перевал, действительно, опасный: там уклоны превышают норму, машины просто вылетают с трассы. Зимой его сильно заносит, несколько раз там даже грейдеристы замерзали: чистили дорогу и застревали в снегах. Вытаскивали их оттуда в предсмертном состоянии…
Версии о сносе креста возникали одна страшнее другой. Свет пролил настоятель усть-каменогорского Свято-Зиновьевского храма отец Иоанн (КАРАБИДОВИЧ):
- Я, пожалуй, знаю, кто это сделал: скорее всего, представители районной исполнительной власти. Мне звонили, спрашивали, знает ли церковь что-либо об этом кресте? Нам в Усть-Каменогорске было о том неведомо, ничего о нем не знали и представители духовенства в Зыряновске, неподалеку от которого расположен Осиновский перевал. Возможно, его убрали как несогласованный знак. Когда я увидел его останки, то, конечно, был в ужасе: разрушенный крест - чисто канонический, православный. Добровольцы, установившие его, к сожалению, не с того начали. Нужно было согласовать это с церковью, освятить, как полагается. И тогда бы он стоял много лет, как, например, крест на горе у села Уварово. Очень жаль, что так получилось.
Наталья ШИМОЛИНА, Усть-Каменогорск