Запрос на засыпку
В правительстве не знают, кто стал владельцем воздушной гавани южной столицы после продажи на KASE 22 апреля стопроцентного пакета простых размещенных акций АО “МАА”. Вчера, спустя 26 календарных дней (вместо положенных по закону трех рабочих), мы наконец получили ответ на свой официальный запрос премьер-министру Кариму МАСИМОВУ (см. “Кто ты, Venus?”, “Время” от 30.4.2011 г.).
Напомним, нас интересовали два вопроса: почему самый крупный аэропорт страны правительственным постановлением был продан неизвестной фирме Venus Airport Investments B.V., зарегистрированной в Нидерландах? И кто персонально владеет компанией, сведений о которой не удалось отыскать даже в Интернете?
Несмотря на то, что наш запрос был адресован лично главе правительства, ответ почему-то пришел за подписью министра транспорта и коммуникаций Берика КАМАЛИЕВА. Впрочем, туман вокруг нового владельца алматинской воздушной гавани шеф Минтранскома не рассеял.
“Решение о продаже акций АО “Международный аэропорт Алматы” в пользу компании Venus Airport Investments B.V. принято владельцами указанных акций (ТОО “SAT Infosystems” и ТОО “Meridian Capital”. - А. А.), которые обратились в Министерство экономического развития и торговли РК как в рабочий орган Комиссии по стратегическим объектам при правительстве РК в соответствии с постановлением правительства от 4 апреля 2008 года № 320 “Об утверждении Правил обременения стратегических объектов правами третьих лиц и их отчуждения”, - говорится в письме.
Далее г-н Камалиев пишет: правительственная комиссия рекомендовала дать акционерам алматинского аэропорта разрешение на продажу своих акций голландской компании. И только после этого премьер-министр подписал постановление № 260 “Об отчуждении стратегического объекта” от 16 марта 2011 года.
“Согласно статье 5 Закона “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации” аэропорты могут находиться в государственной и (или) частной собственности”, - говорится далее в министерском ответе. - Ограничений по владению акциями аэропорта нерезидентами Республики Казахстан нет (выделено нами. - Ред.)”.
В нем также утверждается: компания Venus Airport Investments B.V. зарегистрирована в соответствии с законодательством Нидерландов в форме компании с ограниченной ответственностью.
“Какой-либо дополнительной информацией касательно нового владельца аэропорта города Алматы Министерство транспорта и коммуникаций РК не располагает”, - пишет в заключение Берик Камалиев.
Неужто это правда, Берик Сайлауович? Ведь речь идет не о ларьке за углом - о крупном объекте стратегического значения!
Между тем 29 апреля помимо запроса премьеру мы отправили еще один - главе ФНБ “Самрук-Казына” Тимуру КУЛИБАЕВУ. Поводом для этого стали найденные во Всемирной паутине сведения о том, будто он лично имеет непосредственное отношение к голландской компании, ставшей хозяйкой АО “Международный аэропорт Алматы”. С этим запросом стали происходить настоящие чудеса: сначала в приемной Тимура Аскаровича он странным образом потерялся, а позже, когда мы послали запрос повторно - уже по факсу, его передали на исполнение советнику председателя правления “Самрук-Казыны” Ерлану БАЙЖАНОВУ. До вчерашнего дня Ерлан Сапарович был в командировке в Германии, а теперь он в отпуске.
Нам остается только напомнить господам из ФНБ о существовании закона о СМИ, исполнять который обязаны не только журналисты, но и чиновники.
А тем временем
Один из прежних владельцев воздушных ворот Алматы - Meridian Capital - держал акции не только алматинской воздушной гавани. Как пишет российский аналитический журнал “Слияния и поглощения”, эта компания владеет несколькими аэропортами в России, но сейчас хочет выйти из этого бизнеса. И продажа акций АО “МАА” стала первым шагом в этом направлении.
“В России Meridian владеет половиной (акций) в холдинге “Новапорт”, подконтрольном группе AEON руководителя Объединенной судостроительной корпорации Романа ТРОЦЕНКО, - сообщает издание. - Казахстанская сторона стала его партнером в 2009 году, но теперь хочет продать свою долю. Один из собеседников уточняет, что предложение уже сделано “ВТБ Капиталу”. Там факт переговоров не опровергли, но от комментариев отказались. Троценко также не захотел обсуждать возможную смену партнера”.
Компания “Новапорт” управляет новосибирским аэропортом Толмачево (там ей принадлежит 38 процентов акций; сделка по покупке еще 51 процента находится на согласовании в Федеральной антимонопольной службе РФ), “Челябинским авиапредприятием” (89 процентов акций), аэропортами Барнаула (48 процентов), Томска (75 процентов), Читы (100 процентов), Астрахани (43 процента). Их совокупный пассажиропоток в 2010 году составил чуть менее 4 млн. человек, а выручка превысила
5 млрд. руб. Недавно “Новапорт” купил 51 процент акций аэропорта Волгограда, в апреле согласовано приобретение аэропорта Воронежа.
Александра АЛЁХОВА, Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

