6453

Танцуй-танцуй

Хорошего хореографа и литератора Дюсенбека НАКИПОВА недавно назвали поэтом нового тысячелетия и чуть ли не новым культурным лидером народа. Личину духовного пастыря, впрочем, Накипов на себя еще не очень примерял - слишком новое ощущение, однако с мыслью о том, что надо будет взвалить на себя бремя дум о народе, уже свыкся.

- Давайте с танцев нач­нем.
- Самое дорогое для меня - создание первого детского национального балета "Ер тостик" по мотивам нашей великой сказки. Мы его сделали не только с целью сценической практики. Это развитие в более широком, мировоззренческом плане - чтобы дети привыкали к коренному казахскому фольклору, жили в нем. В прошлом году мы сделали премьеру…
Для меня занятие моей первой профессией - это способ отдыха от литературы.

- Судя по напору ваших произведений, отдыхаете вы немного. Не жалеете себя!
- Мое естественное состояние - находиться все время в письме. Роман "Круг пепла" вышел в 2006 году, после этого я закончил книгу поэм "Время Р". В "Круге пепла" была тенденция к развитию, и я решил дописать историю моих героев. Так родился второй роман - "Тень ветра", и он с первым произведением составляет дилогию. После этого я писал еще и сейчас закончил в рукописи новую поэтическую книгу. Ее пока никто не читал, кроме меня.
Я замечаю, что если не пишу, то тихо съезжаю с крыши от думок разных. Меня сокрушает реальность. Я живу в неком романтическом мире, который сам придумал, поскольку любая поэзия в сути своей неконкретна. Хотя многие считают меня социальным поэтом и утверждают, что стихи мои близки к публицистике. Самому мне так не кажется, но определенно есть вещи, мимо которых нельзя пройти.
Например, события на Ближнем Востоке - это пробуждение молодежи, которая вдруг поняла, что хочет и может жить лучше. Там правящая верхушка установила правила игры, жила совершенно вне народа и думала, что так будет вечно. А сейчас социально ущемленные слои населения начали задавать вопросы: почему у тебя бассейн с Персидский залив, а я моюсь раз в неделю? Почему я должен прислуживать тебе? И эти события в какой-то мере отражаются на нашей стране.

- Отражаются или еще отразятся?
- Отразятся еще, я думаю. Мы потеряли принцип общинности, издревле привычный для казахов. Скажем, до Абулхаир хана мы ощущали свою общность внутри рода, затем шире - в пределах жуза. Когда пришла советская власть, то при всех ее перегибах сохранился принцип социального равенства. Хотя бы внешне. Наши первые революционеры вроде СЕЙФУЛЛИНА верили искренне в свои идеалы. Но затем многих вырезали, а молчание всего народа на протяжении десятков лет едва не привело к исчезновению нации в принципе.
Я и сам долгое время учился в Москве, где совсем забыл родной язык. Занимался балетом, общался с людьми, и мне это нравилось. Но в 1985 году я ушел из балета, стал думать, что мне дальше делать. Тут произошли события 86-го, когда я отчетливо осознал, что живу в абсолютно неблагополучном обществе. Ведь молодежь, которая вышла на площадь, была носителем национальной культуры, народных традиций, той самой казахской общинности. И она была не согласна с тем, что страну возглавит чужой правитель.
Мне сейчас 65, и трудно говорить за сегодняшних молодых. Но я думаю, что те ребята, которые родились лет 15 назад, уже не испытывают такой эйфории от обретения независимости, чем те, кто постарше. Они видят, что общество очень четко разделилось на очень богатых и тех, кто едва может выживать. К оралманам, например, у нас отношение как к людям третьего сорта. Праздничная завеса независимости еще есть, но скоро она падет, и что-то нажмет на спусковой крючок. Перелом необходим.
Во-первых, из-за острого социального неблагополучия в целом по стране. Во-вторых, в силу возможной угрозы сепаратизма. На нас оказывается очень сильное экономическое давление, у нас огромное количество инвесторов. А за инвесторами приходит чужая идеология. Ее плоды мы уже пожинаем - это стремление только хапать. Нашим олигархам, будь они трижды казахи, совершенно наплевать на страну. Я надеюсь, что в течение 10 ближайших лет произойдут большие изменения.

- И вы, судя по всему, станете их непосредственным участником?
- Сейчас меня называют лидером литературы. Недавно журналист Амантай ДАНДЫБАЕВ спросил, что делают наши лидеры духовного фронта. Непонятно, что делают. Во времена БАЙТУРСЫНОВА, скажем, было все более очевидно - плеяда выдающихся личностей верила в то, что революция принесет благо. А что конкретно можно сейчас сделать и как повлиять на ситуацию, для меня лично непонятно. Я принимаю упреки в том, что мы сидим по кабинетам и пока не перешли от словоблудия к конкретным мерам по защите тех ценностей, о которых говорил. Я еще не привык к роли лидера. Не вижу механизма применения своих знаний для объединения казахов. Возможно, мне придется снова заняться публицистикой, временно оставив поэзию и романные метафоры. Казахскому народу пора проснуться!

- Не боитесь, что казахский народ, проснувшись, скажет вам: "Әй, сен кімсiң? Сен қазақ емессің! Сен орыстарға танып кеткенсің!"
- Мне будет что ответить. Сейчас я казахский знаю достаточно для того, чтобы сразу обрубить такие разговоры.

- А вот еще к просыпанию народа. Получается, стихотворение "Оян, қазақ!" было актуально 100 лет назад, актуально сейчас и, вероятно, останется таким еще через 100 лет?
- Ну так большой русский народ тоже спит. До недавнего времени спал и Ближний Восток. Проблема пробуждения - это проблема осознания. А осознание уже не за горами.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее