Изолятор высокого давления
История с обращением в нашу газету бывшего постового ИВС полиции Петропавловска Нурлана ИСАБЕКОВА, рассказавшего об избиениях задержанных в этом учреждении, получила скандальное продолжение. Нам удалось разыскать одного из пострадавших - Сергея ЖУКАУСКАСА (на снимке), о котором шла речь в публикации “Камерный конфликт” (см. “Время” от 9.12.2010 г.). Бывший сиделец ИВС рассказал, какие усилия приложили сотрудники управления собственной безопасности (УСБ) ДВД Северо-Казахстанской области, чтобы, спасая честь мундира и свое полицейское начальство от неприятностей, дважды похоронить уголовное дело по его заявлениям.
Напомним: в ноябре прошлого года старший сержант полиции Исабеков в заявлении руководству ДВД поведал об избиениях тогдашним и. о. начальника ИВС УВД Петропавловска Асхатом АКЫЛБЕКОВЫМ задержанных, в том числе Сергея Жукаускаса, который после издевательств находился на грани самоубийства и позже тоже пожаловался полицейскому начальству на побои. В результате мятежный сержант и его начальник были отстранены от занимаемых должностей “за создание конфликтной ситуации”. А руководитель пресс-службы ДВД области Спартак КАБДЕНОВ сообщил тогда: “В связи с поступлением заявления Н. Исабекова и вновь открывшимися обстоятельствами материалы по заявлению Жукаускаса были истребованы из архива. В прокуратуру г. Петропавловска направлено ходатайство об отмене постановления об отказе возбуждения уголовного дела по заявлению Жукаускаса для проведения дополнительной объективной и всесторонней проверки с последующим принятием процессуального решения”.
Разыскать Сергея Жукаускаса стоило большого труда: из-за чрезвычайного давления со стороны полиции с требованием отречься от своих слов он был вынужден поменять номер телефона и до сих пор опасается проживать по месту прописки. 27 апреля при встрече с нашим корреспондентом он рассказал, за что угодил в ИВС:
- Один из моих приятелей взял у родственника старенький “Фольксваген”, мы втроем поехали кататься и помяли его. Хозяин машины обратился в полицию с заявлением об угоне, в результате я попал под следствие, и с меня взяли подписку о невыезде. Однако мы с лихвой возместили ущерб заявителю, дело шло к примирению сторон. И тут меня вызвал следователь 1-го отдела полиции Аслан ЕСЕНДЫКОВ - якобы нужно было где-то расписаться. Я пришел, и меня сразу же увезли в ИВС. Привели в кабинет заместителя начальника по оперативной работе Асхата Акылбекова, и он вместе с тремя оперативниками начал выколачивать из меня явку с повинной… в убийстве. Хотя они знали прекрасно, что я невиновен, что у меня есть алиби: в момент убийства, когда погиб один из моих знакомых, я был в гостях, а потом ночевал дома - меня видела куча людей.
По словам Жукаускаса, ему не позволили составить жалобу прокурору, отказывали в вызове адвоката, на трое суток лишили сна.
- Били по печени, по почкам, в дыхалку, стучали головой о стену, - рассказывает Сергей. - Все это происходило ночами. Днем тоже не давали спать, постоянно куда-нибудь дергали. Я их предупреждал: как выйду на свободу - буду жаловаться куда только смогу и вовек им этих издевательств не прощу. Но они только смеялись: не таких, мол, как ты, здесь обламывали… Когда уже не смог больше терпеть, пожаловался сотруднику ИВС Нурлану Исабекову.
Через трое суток судья отказал следователю в ходатайстве об аресте, и Сергей Жукаускас был выпущен на свободу под подписку о невыезде. Ему было так плохо, что пришлось обратиться к медикам. В нейрохирургическом отделении областной больницы зафиксировали побои и сотрясение мозга и сообщили в полицию об избитом пациенте.
- Полицейские сразу же начали давить на меня, чтобы я не писал заявление. По три их машины у меня во дворе дежурили! Я скрывался от них, а они меня разыскивали по всем знакомым и родственникам: всех пугали, всем угрожали, даже отца моего в глухой деревне нашли и на него давить начали! Действовали разными способами. Асхат Акылбеков как-то отвез меня в опорный пункт и стал плакаться: у него, мол, жена в больницу с ребенком попала, а его выгонят с работы. Короче, чтобы я его пожалел. Я пообещал, что напишу о том, что не имею к нему претензий, если он скажет, кто были те трое оперативников, которые вместе с ним лупили меня. Он уверял, что не может этого сделать, и совал мне 50 тысяч тенге... А потом мне все равно отказали в возбуждении уголовного дела.
О статье “Камерный конфликт” в нашей газете Сергей Жукаускас ничего не знал. И, по его словам, очень удивился, когда в декабре прошлого года, после этой публикации, полицейские опять начали прессовать его, требуя отказаться от своих слов.
- Все началось заново, и хотя мать несколько раз обращалась в управление собственной безопасности с жалобами на непрекращающееся давление со стороны полицейских, никакого толку от этого не было. Накануне Нового года меня с женой вызвали в управление собственной безопасности и сказали, что со мной хочет встретиться новый начальник ИВС майор Аман АЙТПАЕВ. Он тоже принялся меня уговаривать. И тогда я подумал: ну если сами сотрудники УСБ такие встречи организовывают, то уж точно ничего расследовать не станут! И когда майор предложил мне серьезную сумму за отказ от заявления, я согласился. Меня с женой отвезли в ИВС, завели туда без регистрации, и я написал расписку, что претензий ни к кому не имею. Деньги взял в качестве компенсации морального ущерба, и хотя ничего никому не простил, толку от обращений в УСБ больше не вижу: они замнут любое дело.
В начале января этого года управление собственной безопасности ДВД Северо-Казахстанской области повторно отказало в возбуждении уголовного дела по заявлению Сергея Жукаускаса.
А судьбы Нурлана Исабекова и Асхата Акылбекова пока складываются по-разному. Первый до сих пор отстранен от работы, но пишет рапорты, надеясь получить хоть какую-нибудь должность. Зато у его бывшего начальника все хорошо: он несет службу дежурным по УВД Петропавловска.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск

