7185

Искусственное зеркало души

Сотрудники Казахского НИИ глазных болезней подали заявку на грант в Министерство индустрии и новых технологий РК. Врачи пытаются выбить деньги на внедрение своего изобретения, которое поможет сохранить зрение многим казахстанцам. Наши офтальмологи разработали новый метод хирургического лечения патологий роговицы, способный заменить традиционные методы пересадки этой части глаза.

Еще недавно 31-летний алматинец Александр ЧАУСОВ жил с мыслью о том, что может ослепнуть. Он стал стремительно терять зрение, когда учился в институте. Пять лет назад мужчина впервые обратился к врачу. Выяснилось, что без хирургического вмешательства не обойтись.
- Первую операцию по пересадке роговицы мне сделали в 2008 году, - вспоминает Александр. - Вживили донорскую трупную ткань. Было очень страшно, я все время думал, приживется ли имплантат. Но все прошло благополучно. Я стал лучше видеть, правда, на некоторое время глаз поменял свой цвет. Вторую операцию мне делали по новой технологии всего несколько месяцев назад. Все прошло легче, чем в первый раз. Я быстрее адаптировался и пришел в себя.
Причин помутнения и появления бельма на роговице множество: инфекционные заболевания, бытовые и производственные травмы, ожоги, осложнения после операций на глазах. Роговица становится белой, и человек ничего не видит. Таких пациентов вроде бы и не так много. В год в КазНИИ глазных болезней делают около ста операций по пересадке донорской роговицы, но еще 60-80 человек не попадают в число счастливчиков. Постепенно их количество только увеличивается, и, увы, не все дожидаются своей очереди.
- Всем этим людям можно помочь, - говорит директор КазНИИ глазных болезней Турсунгуль БОТАБЕКОВА. - Но из-за нехватки донорского материала у нас часто возникают проблемы. Несколько лет назад в сфере трансплантологии был серьезный скандал. Тогда судмедэкспертов уличили в торговле человеческими органами. Прокуратура запретила извлекать донорские органы, коснулось это и офтальмологии. Почти три года мы не делали операций по пересадке роговицы - десятки людей ослепли.

Врачи могут взять роговицу погибшего человека только в двух случаях: если есть официальное разрешение родных или, как написано в приказе Минздрава, когда нет “письменного несогласия близких на забор органов умершего”.
- Мы сотрудничаем с судмедэкспертами, моргами, и по первому звонку от них выезжаем на место, чтобы забрать трупный материал, - продолжает доктор. - Наши сотрудники целиком извлекают глаз и вместо него ставят протез. Чтобы сохранить орган, его перевозят в специальных химических средах. У нас в запасе всего 24 часа, потом роговица становится непригодной. Это очень тонкая операция: нужно, чтобы ткань была хорошего качества, она должна подойти больному. Но даже если все прошло идеально, почти три года мы не можем быть уверены в том, что не начнется отторжение донорской роговицы. Увы, но пересаженная ткань приживается только у трети пациентов.
Врачи судорожно искали новый способ лечения, который может заменить традиционную операцию. Во всем мире используют роговицу, полученную в лабораторных условиях. От трупной донорской ткани отрезают лимб - стволовую часть роговицы, из которой растут клетки, и помещают в специальную питательную среду. Так вырастает искусственная часть глаза, которую используют во время операции. Наши офтальмологи пошли еще дальше.

- Четыре года назад мы решились на эксперимент, - рассказывает Турсунгуль Кобжасаровна. - Купили на рынке свинью, закололи ее, тут же извлекли у нее глаз и поместили клетки роговицы в те же условия, в которых растет искусственная ткань, взятая у трупа. Оказалось, что выживаемость свиных клеток гораздо выше, чем человеческих, они быстрее растут и дольше сохраняются.
Искусственная роговица - это гелеобразная масса, чем-то напоминающая линзу, ее можно взять и наложить на пострадавшую часть глаза. Она повторит форму дефекта и начнет расти, заживляя повреждения. Первые операции при помощи свиных роговиц алматинские врачи делали в Павлодаре. Там есть производства, на которых люди довольно часто травмируют глаза, получая ожоги. Оказалось, что в этих случаях свиная роговица - палочка-выручалочка. Операцию можно сделать, не теряя лишнего времени на ожидание донорского материала, и уже через неделю становится понятно, прижились ли новые клетки.

- Вы говорите пациентам о том, что пересаживаете свиные клетки? Все-таки мы в мусульманской стране живем.
- Если честно, это большая проблема. Мы объясняем, что пересаживаем трансплантат, но не всегда говорим о том, какой именно. В ситуациях, когда человек может потерять зрение, мы прежде всего думаем, как ему помочь. К счастью, еще не было пациента, который бы пожалел о том, что мы сделали.

- Сколько таких операций вы уже сделали?
- Около тридцати, это очень мало, - сетует Ботабекова. - Мы получили патент на свое изобретение и пытаемся наладить производство этих клеток. У нас в НИИ нет условий, чтобы массово выращивать такие роговицы. Все, что делается сейчас, - это кустарное производство, которое нужно развивать.

- На этом и деньги можно заработать?
- В перспективе - да. В мусульманском мире существует запрет на пересадку трупных тканей. Например, наши соседи, врачи из Узбекистана, едут в США и покупают там консервированную роговицу. Стоит она от тысячи долларов и выше. Да и сама операция не из дешевых, в Европе, например, за нее придется заплатить от 30 тысяч евро. У нас же - всего около ста тысяч тенге. К нам часто обращаются арабы, которые могли бы покупать у нас искусственно выращенные клетки роговицы. Но пока из-за недостатка финансирования мы не можем наладить выпуск этой продукции. Но все же надеемся, что мы выиграем грант и сможем продвинуть свое изобретение.

Оксана АКУЛОВА, akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее