Воссоединение со взломом
В минувшую среду в Алматы прошла настоящая “спецоперация” по возвращению жительнице Карасайского района Алматинской области Айман АХМЕТТАЕВОЙ ее двухлетнего сына Султанмурата.
Напомним, Айман Ахметтаева боролась за право быть с сыном больше двух лет (см. “Дурдом матери и ребенка”, “Время” от 22.7.2010 г.). В 2009 году, через несколько месяцев после рождения ребенка, ее муж Сагдат АХМЕТТАЕВ и его родные упрятали Айман в Талгарский психоневрологический диспансер. Как позже рассказывала девушка, ее муж хотел отдать их сына своему брату - акиму Умтылского сельского округа Багдату АХМЕТТАЕВУ.
- Я, естественно, стала возражать, - говорит Айман. - Тогда они стали колоть мне какие-то лекарства, отчего я перестала есть и спать, теряла сознание, мне было трудно разговаривать. А потом муж с родственниками связали меня и отвезли в дурдом.
Там девушке поставили диагноз параноидальная шизофрения, кататонический синдром. Спустя две недели родители Айман, которые, по их словам, понятия не имели, что их дочь лежит в больнице, забрали ее оттуда. Через некоторое время судебно-психиатрическая экспертиза определила: девушка абсолютно здорова. Сейчас по факту незаконного помещения ее в психушку возбуждено уголовное дело, которое расследует областной департамент внутренних дел. Тем не менее Сагдат отказался отдать Султанмурата матери. Муж Айман даже подал иск в суд о признании ее недееспособной, но проиграл дело. Ахметтаева тем временем пыталась сама забрать ребенка, но, по ее словам, встретила активное сопротивление.
- Муж живет с ребенком у своей сестры Хадиши, - говорит она. - Как-то я приехала к ним за Султанмуратом, но Хадиша меня избила и выгнала.
После этого Айман тоже обратилась в суд. 28 декабря 2010 года Карасайский районный суд постановил расторгнуть брак между Сагдатом и Айман и вернуть ей ребенка. Ахметтаев обжаловал это решение, но ничего не добился - 8 мая оно вступило в законную силу.
Утром 11 мая Айман вместе с судебными исполнителями, своим представителем Камалханом КАМБАРОВЫМ и родственниками отправилась к сестре мужа, где, по ее сведениям, жил Султанмурат. В квартиру их не пустили. Женщина за дверью заявила: никакого ребенка здесь нет. Однако Айман услышала топот детских ног и голос сына, назвавшего кого-то мамой. Девушка расплакалась: “Мой ребенок называет мамой чужую женщину!” Судебный исполнитель Медеуского территориального отдела департамента по исполнению судебных актов Алматы Адилет АДЫСПАЕВ вызвал полицию, но прибывший участковый инспектор ничего сделать не смог. Тогда судисполнители позвонили в службу спасения. Чеэсники согласились вскрыть дверь, если участковый возьмет на себя ответственность за это. Однако полицейский был категорически против. Адилет Адыспаев пытался уговорить спасателей вскрыть квартиру: говорил, что берет ответственность на себя, что по закону все госорганы должны содействовать судисполнителям в исполнении вступившего в силу решения суда - но тщетно. В конце концов ему пришлось ехать на работу к Сагдату Ахметтаеву. Айман с матерью остались ждать под дверью. Она и ее представитель Камалхан Камбаров постоянно созванивались с судисполнителем по телефону и сообщали “вести с полей”. Тот говорил, что Сагдата отпустили с работы, но он отказывается ехать. После долгих уговоров мужчина все-таки согласился приехать. Но, оказавшись у дверей квартиры, сообщил: у него нет ключей. При этом он заявил, что не отдаст ребенка Айман и будет обжаловать решение суда. Мы поинтересовались у Сагдата, почему он отправил жену в психушку?
- Она болела, - ответил он. - Говорила, что существуют привидения и гномы. Я вначале не обращал внимания, но потом Айман перестала есть и спать. Пришлось положить ее в больницу. Фактически мы ее спасли.
- Это правда, что вы хотели отдать ребенка своему брату и даже, по словам вашей жены, небескорыстно?
- Это больная фантазия Айман. Как я могу отдать кому-то своего единственного сына?! Тем более что у брата есть свои дети и скоро будут внуки.
Уже после 7 часов вечера судисполнители решились на крайние меры. Вызвали частного специалиста по вскрытию замков, нашли двух понятых. Мастер в считаные минуты открыл дверь. В коридоре стояла женщина с Султанмуратом на руках. Счастливая Айман схватила ребенка и больше уже не выпускала из рук. Когда были улажены все формальности, она бросилась бежать, словно боялась, что у нее снова могут отобрать сына. Уже в машине она поблагодарила всех, кто помог ей вернуть ребенка.
- Огромное спасибо судебным исполнителям, судьям Карасайского райсуда и Алматинского областного суда, работникам областной прокуратуры, врачам, которые подтвердили, что я здорова, - торопясь, перечисляла она. - А также журналистам, которые освещали мою ситуацию. Матери не должны оставаться без своих детей, а дети - без матерей!
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

