Заколебало
Как уже известно, самые массовые народные гулянья были зафиксированы в Алматы в ночь с 1 на 2 мая в связи с ожидаемым землетрясением. Согласно независимым соцопросам, в это же время многократно выросло количество алматинцев, экстренно поменявших свое отношение к Астане с “никогда не поеду” до “а там хорошо!”. Сейсмическая активность вообще вышла в топ самых обсуждаемых тем, причем большинство как-то смирилось с мыслью, что в случае относительно сильного землетрясения весь город накроется разом.
Дабы развеять опасения народа (или в худшем случае - подтвердить их), Институт политических решений собрал заседание "Землетрясение в Алматы: готовность номер ноль", на котором специалисты поделились с общественностью весьма интересными данными.
К примеру, Петр ПЛЕХАНОВ из Института гидрогеологии и геоэкологии им. Ахмедсафина, сделав ссылку на исследование 2005 года, заявил, что из 88 с лишним тысяч алматинских зданий гордое звание сейсмостойких могут нести всего чуть более двух тысяч. Это около двух процентов от всего фонда недвижимости. Сейсмостойкие - значит, способные выдержать 7-балльное землетрясение. Немногим лучше ситуация в области.
Цифры, что и говорить, впечатляют. Особенно, если учесть, что с 2005 года в карте застройки города произошли большие изменения, и эти два процента, скорее всего, уже не два процента. А меньше.
Но это не страшно! Дело в том, что в мире существуют разные подходы к решению проблемы землетрясений. Американский метод признает прогнозные мероприятия по подземным толчкам делом малоэффективным и делает упор на сейс-мостойкость зданий. Китайский - в силу того, что защиту многочисленных легких построек невозможно обеспечить в принципе, - во главу угла ставит анализ и предупреждение о возможных колебаниях.
А у нас свой, новаторский метод. С одной стороны, строители не тратят лишние средства на возведение сейсмозащищенных зданий, поскольку они гораздо дороже. С другой - никто не заморачивается на развертывании современной сети наблюдательных точек. С третьей - даже если всех предупредить, из города никто не выедет: все основные транспортные артерии будут мгновенно парализованы. Эту информацию подтвердил замначальника алматинского департамента по ЧС Юрий ИЛЬИН. Департамент вроде бы написал в прокуратуру и та должна разобраться, почему строят за "красной линией", выделяют не по теме земельные участки и так далее (виноватым, видимо, признают бывшего акима Алматы ХРАПУНОВА).
Короче говоря, смысла предупреждать алматинцев сейчас просто нет, потому что даже если всех оповестить и большинство спасется, им некуда будет бежать. И помощь не придет - как поведала эксперт ИПР Жулдыз АЛМАТБАЕВА, спасателей на полуторамиллионный город всего полторы тысячи. Можно надеяться на вертолеты, однако они не способны эффективно работать в условиях плотной застройки. В смысле - министра какого-нибудь они, конечно, эффективно вывезут, а вот со всеми остальными могут возникнуть проблемы.
Так что самоэвакуация жителей 1 мая была интуитивным и логичным движением - чем больше выедет из города заранее, тем больше выживет.
В связи с этим народ все-таки хочет большей определенности по части прогнозов, причем по возможности относительно долгосрочных. Потому что в противном случае начинается то, что мы уже видели, - каждый второй имеет "родственника из ЧС", который "уже вывез свою семью из города", ибо "ожидается разрушительное землетрясение!".
А с прогнозами туго.
- Все станции и пункты на алматинском сейсмическом полигоне ставились в советское время и в настоящее время пришли в полную негодность, - обрадовал присутствующих ведущий научный сотрудник Института сейсмологии Абдулазиз АБДУЛЛАЕВ. - Аппаратура морально износилась, все сроки эксплуатации вышли. Новое оборудование не устанавливалось. На селекторном совещании у премьер-министра мы докладывали об этом.
Сообщил Абдуллаев и о том, что Институт сейсмологии существует в форме ТОО (странно, что не ИП. - Т.Б.), а вся сейсмопрогностика разбросана по разным структурам. Формально делать заключения и выдавать предупреждения о землетрясениях могут Институт геофизики, Ядерный центр и даже Казселезащита. Так что к "родственникам из ЧС" в следующий раз могут добавиться близкие из всех перечисленных структур. И вот тогда начнется настоящая ламбада.
А еще Абдулазиз Абдуллаев проговорился, что при строительстве метро было много ЧП вроде пожаров и обвалов, но о них никто не сообщал, а Ильин обмолвился, что панике 1 мая способствовали квартирные воры. Судя по масштабной панике - Алматы тянет на воровскую столицу.
Но самое волнующее, как заметил страховой омбудсмен Виталий ВЕРЕВКИН, начнется уже после разрушительного землетрясения, о котором так неприятно думать. События в Луговом в 2003 году при всей своей некатастрофичности принесли ущерб на $100 миллионов. Государство быстро впряглось и решило проблему. А что будет, когда протрясет полуторамиллионный Алматы?
- Боюсь, что ни госбюджет, ни однодневный заработок членов партии "Нур Отан" не смогут помочь восстановить город и оказать пострадавшим необходимую помощь, - продолжил Веревкин. - Поэтому надо задуматься над тем, где брать деньги после землетрясения.
Веревкин, понятное дело, намекал на страхование имущества, но кто будет страховать 98 процентов несейсмостойких зданий, не сказал.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

