6318

Вытянул рэпу

У великого, ужасного и в некоторых кругах культового рэпера ТАКЕЖАНА две новости. Во-первых, он понял, что такому андеграундному музыканту, как он, у нас надо надеяться только на себя. Во-вторых, как только он это понял, так сразу решил, что надо сделать свой сольный концерт с презентацией альбома “Жол, жол!”. И он его делает в ближайшую пятницу.

Вообще до первого откровения исполнитель мог дойти и раньше. Сам Такежан не считает себя современным акыном (слишком круто, мол), хотя все признаки акына налицо: он поет о том, что видит. Это нынче просто уникальное качество, поскольку уже все практически смирились с тем, что надо видеть то, о чем тебе напели. В связи с этим классические акыны, равно как и айтысы, перешли в стадию глубокой консервации - раньше вольным певцам позволялись выпады в стороны и даже вверх, а теперь они если и поют, то как птички. Красиво и бессмысленно.
А Такежан глушит речитативом, как молотом по наковальне: "Реальность такова, что продаем мы задарма / Богатейшие месторождения зарубежным инвесторам / Подкупы, откаты приближают нас к закату...". Это из "Казахского канкана".
Не проняло? Вот еще, уже тот самый текст "Жол, жол!", давший название одноименному альбому: "Я государственный чиновник среднего звена... /Политическая стабильность, экономическая погода /Стою на страже справедливости, соблюдения закона /Есть одна только проблема, которая достает меня /Простые люди ищут встречи со мной день ото дня..."
Вы никогда не слышали такие песни по телевизору или на радио? Никогда и не услышите - когда Такежан пытался пробить свой жесткий "Агашкин рэп" в эфир музыкального канала, там ему ласково сказали: "Ну ты же понимаешь, да?".
Все понимают, в том числе и Такежан. Просто он все равно не может остановиться.

- Почему у вас нет нормальных рэперских композиций типа "Давай подвигай попой, выше руки, двигай попой"?
- Я понимаю, что никогда не стану мегапопулярным и молодежь не будет колбаситься под мои песни в клубах. Надо, наверное, сделать танцевальную программу сугубо развлекательного плана, чтобы быть ближе к народу. Это даст мне шанс раскрутиться и уже под таким соусом продвигать свои более глубокие тексты. Сейчас я буду снимать клип на песню "Азат", она строго танцевальная.

- Получается, народу пока неинтересны социальные песни?
- Интересны! На моих концертах все скандируют: "Где лучшие девчонки? У агашек!", "Дорогу, дорогу, жол, жол!" и другие припевы. Думаю, все дело в банальном отсутствии ротации моих работ - широкие круги их не слышат, а концертная аудитория все-таки достаточно узкая. Кстати, танцевальный "Азат" в эфир пустят.
Надо дать публике то, что она хочет, а потом попытаться вести за собой. Когда я спел первый раз "СПИД", слушатели воообще не аплодировали. Потому что я кричал в зал: "Умрите, умрите!". Прошло 10 лет, и теперь "СПИД" просят спеть на бис. То же самое с "Казахским канканом". Сейчас он многих смущает - слишком тяжелый текст - но кто знает, что будет через несколько лет.

- У вас достаточно стабильный репертуар, и новые композиции рождаются не так часто....
- Недавно я придумал припев песни о героях. Мысль такая, что герой сидит в каждом из нас, надо только разбудить его. Любой лох может стать супергероем и исполнить собственную мечту.

- Это вы на арабские революции намекаете?
- Ни в коем случае. Такие бунты вызывают у меня подозрение. Мне кажется, что там многое проплачено. Как будто их готовил искусный повар: добавим социальной напряженности, потом бучу в Интернете для специй, еще подольем пиар-технологий... Нужно ли нам такое?
Кроме того, мы слишком мало живем как страна в историчес­ком масштабе. До этого были постоянные войны, джуты, советская власть, голодомор. То есть период мира и согласия у нас очень маленький - мы буквально только успели вдохнуть и выдать одно "стабильное" поколение. Поэтому я против крови, булыжников и баррикад. Если кто-то возьмет булыжник в руку, то пусть прежде себя по голове шарахнет от души!

- Да, но ведь жизнь - это постоянная борьба с чем-то и движение куда-то. А куда двигаемся мы? Или куда надо?
- Надо - в сторону большей независимости. Мы слишком сильно прислушиваемся к своим соседям. Мы же не бедная страна, с такими ресурсами могли бы стать достаточно сильным и по-настоящему суверенным государством. А нас сейчас нагибают все, кому не лень.

- Какую свою композицию вы считаете наиболее сильной?
- "Бла-та-та". Она о человеке, который все время хапает, не думая о своем духовном развитии. Он считает, что надо насыщать свои глаза, уши, руки, не понимая, что в следующей жизни его руками и глазами будет душа.

- Это актуально для нашего общества сейчас?
- Ну, поработать есть над чем.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть

Свежее