Человек из Ламанчи
Не стало народного артиста СССР Александра ЛАЗАРЕВА
Вчера утром на собственной даче в Подмосковье на 74-м году жизни скончался актер Театра имени Маяковского, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством” Александр ЛАЗАРЕВ (на снимке). По предварительному заключению личного кардиолога, причиной смерти стала тромбоэмболия. Сосуды артиста не выдержали после тяжелой операции…
ся жизнь актера была связана с Театром имени Маяковского, но народная известность пришла к Лазареву благодаря кинематографу. В 1968 году на экраны вышла картина “Еще раз про любовь”. Были еще десятки ролей, может, не главных, но ярких и запоминающихся.
В театре Маяковского, куда Александр Лазарев-старший пришел в далеком 1959 году, сразу после окончания Школы-студии МХАТ, - живые цветы. Его гримерная, в которой все так, словно артист вышел из нее минуту назад. В случившееся здесь до сих пор не могут поверить. Коренной ленинградец, переживший с семьей самую тяжелую блокадную зиму 1941 года, он всю жизнь посвятил этой сцене, сыграв на ней в более чем полусотне постановок.
В детстве Александр не думал, что станет актером. Как и все, с увлечением смотрел фильмы “Бродяга”, “Мост Ватерлоо”. Любил спектакли БДТ и Театра комедии, наиболее популярные в те годы.
Решение стать артистом пришло в 10-м классе. После школы он поступает в Школу-студию МХАТ. Вместе с ним здесь учились В. Невинный, А. Филозов, Е. Лазарев, А. Ромашин, Т. Лаврова, А. Покровская и другие знаменитые актеры.
“Я хотел стать актером. А как это делать, с чем это едят, представления не имел”, - признавался Лазарев.
Среди звездных театральных ролей были и Дон Кихот в первом отечественном мюзикле “Человек из Ламанчи”, и Карлос Бланко в революционной пьесе “Венсеремос!”. За эту роль в 1977 году Лазарев-старший будет удостоен Государственной премии СССР. А роль Дон Кихота стала этапной в его творчестве. Критики отмечали “бескомпромиссную требовательность Дон Кихота”, его “воинствующую человечность”. Его дебют как актера кино состоялся в 1961 году. На экраны тогда вышла лента “Вольный ветер”. В ней молодой Лазарев исполнил роль Янко.
Потом будет целая галерея всенародно любимых образов в картинах “Завтра была война”, “Хождение по мукам”, “Вызываем огонь на себя!”, “Село Степанчиково и его обитатели”, где, по собственному признанию, сыграл любимую роль.
Но истинно народной ролью стал образ физика Евдокимова в мелодраме “Еще раз про любовь”. В 1968 году фильм посмотрели 40 миллионов зрителей. А сама лента стала лидером всесоюзного проката.
“Когда в честь меня в юбилей назвали звезду в созвездии Козерога, внучка спросила: мы там жить будем? И засмеялась”, - рассказывал актер.
жизни у Александра Лазарева была одна любовь, одна женщина, которой он посвятил себя. Роман со Светланой НЕМОЛЯЕВОЙ длился больше 50 лет. Они были вместе дома, вместе на театральной сцене.
Его любили коллеги. В мире бурных театральных страстей, взрывоопасной смеси тщеславий, обид, амбиций Александр Лазарев явно выделялся: аристократичная сдержанность, интеллигентная корректность - вряд ли был в актерской среде кто-то более достойный определения “джентльмен”. Он знал, что именно делает актера личностью, интересной другим людям.
Александр Сергеевич всегда с удовольствием рассказывал о своей семье. Он сумел реализоваться не только в профессии: счастливый брак с актрисой Светланой Немоляевой, любящий сын, продолживший актерскую династию. В 2008 году Лазарев-старший стал кавалером ордена “За заслуги перед Отечеством” третьей степени, навсегда оставшись одной из ярчайших звезд на небосклоне отечественного театра и кино.
5 мая Александр Лазарев-старший должен был выйти на сцену любимого театра, чтобы сыграть роль Ивана Ивановича Перепенко в пьесе “Как поссорились...” по мотивам повести Гоголя. Вышло иначе. В этот день в театр Маяковского придут сотни друзей и поклонников Александра Сергеевича, чтобы проститься с великим актером.
«Российская газета», «Вести», РИА «Новости»
Только факты
Александр Сергеевич Лазарев родился 3 января 1938 года в Ленинграде, в семье художника. Во время блокады Ленинграда семье пришлось уехать на несколько месяцев в Оренбург. В 1944 году, после снятия блокады, они вернулись в Ленинград.
27 марта 1960 года Лазарев женился на актрисе Светлане НЕМОЛЯЕВОЙ, с которой вместе играл в Театре имени Маяковского. В 1967 году у пары родился сын - Александр ЛАЗАРЕВ-младший, который тоже стал актером.
Лазарев снялся более чем в 50 фильмах: “Цветы запоздалые” (1970), “Демидовы” (1983), “Челюскинцы” (1984), “Дети солнца” (1985, Вагин), “По главной улице с оркестром” (1986), “Село Степанчиково и его обитатели” (1989), “Мелочи жизни” (сериал, 1992) и другие.
Даже страшно говорить “был”…
Худрук театра “Ленком” Марк ЗАХАРОВ: “Мне трудно говорить об Александре Сергеевиче Лазареве, потому что он был близким мне человеком, и сложно найти слова, которые бы выражали мои чувства. Я мало видел актеров такого диапазона, такого таланта, такой энергии. Я благодарен Александру Сергеевичу за то, что он нам подарил сына - Александра Александровича, который замечательно работает в нашем театре. Мы много десятилетий общались, обменялись нашими ощущениями. Кончина Александра Сергеевича - это, безусловно, большая утрата для нашего искусства и для меня лично. Он был прекрасный, умный, остроумный, веселый и, по-моему, счастливый человек. Его слава и популярность вышли за пределы этого театра, они стали достоянием русского театра и русского кинематографа вообще”.
Актриса Лия АХЕДЖАКОВА: “Саша - очень большой актер, один из лучших в России. Он так много мог, и столько еще впереди было. Смерть сошла с ума, что она делает, кого она забирает?”
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил ШВЫДКОЙ: “Какой кошмар, об Александре Лазареве даже страшно говорить слово “был”. Он был великим, он был Дон Кихотом, острохарактерным актером. Он не боялся никаких шуток, свойственных театру. Ужасно, что теперь мы будем говорить о нем в прошедшем времени”.
Актриса Ольга ПРОКОФЬЕВА: “Это наша гордость, это наше знамя театра. Это человек, которым хотелось всё время восхищаться. И это был такой камертон, такой образчик вкуса”.

