17138

Драку замазывали?

Сейчас в этом беспомощном, глубоко больном, перенесшем несколько сложнейших операций человеке трудно узнать того, прежнего Дмитрия БРИЧУКА (на снимке) - жизнерадостного, полного планов на будущее молодого парня, каким он был всего несколько месяцев назад.
Перед армией он успел выучиться на зубного техника. Отслужил срочную, да не где-нибудь, а в Республиканской гвардии. Потом еще на два года остался там же на службе по контракту. Демобилизовавшись, пошел работать охранником, чтобы заработать на учебу в институте. Собирался стать юристом. В общем, все было как у людей - мечты, любимая девушка, цель полноценно встать на ноги. Крест на всем этом поставил вечер 9 августа 2010 года...

...Приятель попросил составить ему компанию и сходить с ним в расположенную неподалеку автомастерскую - накануне он оставил в ремонте свою машину. Дмитрий согласился. Со станции техобслуживания он уходил один - приятель решил задержаться, а Дмитрию утром надо было на работу. Прямо за воротами автомастерской к нему пристали какие-то незнакомцы. Слово за слово. Началась драка. Когда Дмитрий понял, что от четверых ему не отбиться, стал убегать. Догнали. Дальше все происходило уже на глазах выбежавших на шум из ворот СТО сторожа, нескольких слесарей и приятеля Дмитрия. Но никто из них так и не решился вступиться за него. Только когда истекавший кровью Дмитрий упал у их ног, захрипел и забился в конвульсиях, а напавшие на него хулиганы рванули в темноту, зрители проявили сочувствие - укрыли одеялом, вызвали “скорую”. Медики прибыли буквально через пять минут, но Дмитрий уже агонизировал. Когда раненого заносили в приемный покой 4-й алматинской горбольницы, у него уже не прощупывался пульс и лицо приобрело синюшно-серый оттенок. Он получил восемь ножевых ранений, из которых четыре были проникающие. Через подмышку в область сердца, в живот, грудную клетку. В двух местах было пробито легкое, имелось повреждение печени. Шансов нет - сказали в больнице…
Тех, кто напал на Дмитрия Бричука, нашли быстро. Его приятель, оказывается, хорошо их знал - учился с ними в школе. Полицейские, сняв показания свидетелей, в ту же ночь всех четверых хулиганов задержали. Но уже на следующий день троих из них отпустили восвояси. Под стражу взяли лишь одного - некоего Рината ХУДАЙБЕРДИЕВА.

Вопреки всем прогнозам Дмитрий Бричук выжил…
Оклемавшись после ран, дал показания, что били его не одним ножом, а несколькими. И всех четверых нападавших он тоже опознал.
Теперь по всему выходило, что дело придется расследовать как положено.
В конце сентября 2010 года полиция задержала тех троих нападавших, которых прежде отпустила. Ведь против них были показания и потерпевшего, и свидетелей. К тому же на одежде потерпевшего эксперты-криминалисты обнаружили кровь всех четверых подозреваемых, что также доказывало их непосредственное участие в нападении. В результате дело возбудили сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: покушение на убийство,  нанесение тяжких телесных повреждений из хулиганских побуждений.
Но тут с этим, в общем-то, обычным для нынешних времен уголовным делом начали происходить странные вещи.
Стали меняться следователи. Расследование из Жетысуского РУВД передали в ДВД Алматы, а затем обратно - в Жетысуский же РУВД. После этого свидетели, все как один, вдруг изменили свои показания. Мол, самой драки не видели, лиц тех, кто бил, не разглядели, да и вообще потасовка была один на один. А прежние их показания из дела каким-то образом исчезли. Бесследно. Зато у этих свидетелей, людей, скажем так, не слишком обеспеченных и не очень продвинутых в юридических вопросах, откуда ни возьмись появились адвокаты, которые стали четко контролировать каждое слово своих подопечных. Признаюсь, что в моей довольно богатой журналистской практике это едва ли не первый и единственный случай, когда случайные свидетели преступления прибегают к услугам адвокатов.
В общем, через пару-тройку месяцев Дмитрия Бричука и его родст­венников полицейские стали убеждать, что в деле нет никаких улик против задержанных подозреваемых, даже свидетели дают показания в их пользу.
Вскоре к матери Дмитрия заявился респектабельный гражданин, представился отцом одного из подозреваемых и предложил взять 15 тысяч долларов на лечение сына, а взамен написать заявление с отказом от всех претензий.
На сделку мать, едва не потерявшая сына, не согласилась. По­страдавшие стали жаловаться во все инстанции. И в декабре 2010 года получили письмо за подписью
зампрокурора Алматы Тимура СУЛЕЙМЕНОВА, что по результатам проведенного расследования принято решение предъявить обвинение всем четверым арестованным. Дело передали в суд.
Между тем выяснилось, что расследование велось с массой нарушений. Пострадавший Бричук даже не был признан потерпевшим. Выяснилось, что нарушена нумерация страниц самого дела, его расшивали, и из него были удалены некоторые весьма важные материалы. Подозреваемых при задержании не проверили на наличие в крови следов алкоголя или наркотиков. Зато в дело подшита справка от врачей “скорой помощи”, что якобы потерпевший сам был пьян. Хотя никаких экспертиз его состояния не проводилось, да и не выдает “скорая” таких справок, потому что не вправе. В деле отсутствовали орудия преступления - ножи. Протокол с места преступления был составлен так, что его не смогли прочесть в судебном заседании. В результате судья БУХБАНОВА направила дело на дополнительное расследование, оставив всем подозреваемым прежнюю меру пресечения - арест.

А дальше почтенная отечест­венная Фемида сделала большой финт ушами. По жалобе адвокатов подследственных апелляционная инстанция Алматинского горсуда в лице судьи ЕСДАУЛЕТОВОЙ постановила - выпустить троих подследственных из-под стражи немедленно. Основание - появление некоего свидетеля, проходящего под псевдонимом Токарев, который утверждал, что эти трое в совершении преступления участия не принимали. Кроме того, выяснилось, что в ходе расследования деяния этой чудной компании переквалифицировали - теперь вместо покушения на убийство им инкриминировалось лишь причинение вреда здоровью и хулиганство.
И это несмотря на то, что служба внутренней безопасности ДВД Алматы возбудила уголовное дело против сотрудников полиции за утрату из этого уголовного дела вещественных доказательств и улик!
А между тем пострадавший парень едва не умер, он перенес уже три операции, последнюю - буквально на днях. Он утратил прежнюю трудоспособность, ему присвоена инвалидность. По мнению медиков, он еще не раз будет вынужден ложиться на операционный стол.

Неискушенный читатель может спросить: из-за чего такие сложности с этим уголовным делом?
О причинах можно только догадываться.
Впрочем, есть несколько версий. Например, такая. Один из тех, кто подозревается в нападении на Дмитрия Бричука, - некий Ардак ТАМИН. А его отец - отставной полковник полиции. Он служил начальником отдела розыска службы криминальной полиции сначала в Юго-Восточном УВД на транспорте, а потом в УВД Алматы, после выхода в отставку стал директором крупной охранной фирмы, имеющей филиалы по всей республике. Его мать - профессиональный юрист, адвокат. Его брат - оперативный работник одного из райотделов полиции в Алматы. В общем, один из подозреваемых - весьма перспективный юноша, получивший высшее образование по специальности “переводчик”, а теперь планирующий сделать карьеру военного летчика. Так чего такому золотому парню свою жизнь портить из-за какой-то там ерунды? Особенно если семья у него с большими возможностями и связями.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть