9660

Правда о матке

Два года назад в Южном Казахстане после сложных родов и удаления матки скончалась Салтанат НУРЕКЕНОВА. Экспертиза показала: врачи допустили кучу нарушений. Дело о гибели роженицы было передано в правоохранительные органы. И с тех пор уже два года родственники не могут добиться вразумительного ответа на свой вопрос: кто виноват в смерти Салтанат и какое наказание понесут врачи? У Салтанат осталось пятеро детей и муж - безногий инвалид...

Родственники говорят: Салтанат Нурекенова всегда была прилежной мамой. Она в любви и заботе родила и воспитывала четырех детей, а потом забеременела пятым. Все 9 месяцев своего “интересного положения” она исправно посещала женскую консультацию по месту жительства - в Сарыагашском районе, прилежно сдавала анализы... Хотя женщине было уже 37 лет, никто не сомневался в ее успешном разрешении от бремени - в конце концов, не впервые ей рожать.
Последний раз Салтанат была на приеме у врача женской консультации 31 марта 2009 года. В тот день никаких подозрений состояние матери и ребенка не внушило.
А 6 апреля 2009 года Нурекенову положили в больницу - за пару недель до срока родов врачи решили делать ей кесарево сечение.
- 7 апреля утром я была уже в больнице у дочери, - рассказала нам ее мать Ардак НУРЕКЕНОВА. - Малыш уже появился на свет, а дочка лежала в реанимации. Как мне хором твердили реаниматолог, гинеколог и главврач больницы - все проблемы Салтанат уже позади. Причиной, почему дочь была в реанимации, назвали повышение уровня билирубина (желчного пигмента, концентрация которого увеличивается при гепатите. - В.Б.). Я посетила дочь - она тяжело дышала, у нее отекли ноги и руки, но врачи объяснили: мол, при беременности такое бывает.
После операции местные медики вызвали коллег из Шымкента. Четверо докторов при­ехали и осмотрели дочь. Зачем их вызвали - нам никто не говорил.
8 апреля мне сообщили, что билирубин у дочери близок к норме. А на следующее утро Салтанат отекла еще сильнее, не могла дышать. Я вдруг увидела, что вся ее постель в крови...

Мать подняла панику, сама вызвала реанимобиль из Шымкента. Машина приехала только около 16.30. Салтанат осмотрели и увезли в областную клинику. 10 апреля женщине сделали повторную операцию, какую - родственникам не сообщили. Когда в этот день Ардак приехала в больницу, ее дочь уже подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Эскулапы все так же уверяли: это сделано только для того, чтобы ей было легче дышать, а в целом состояние пациентки очень хорошее, она идет на поправку.
Так прошло 23 дня, и с каждым из них Нурекеновой становилось все хуже. 2 мая 2009 года женщина скончалась...
- Только через неделю после родов я узнала, что дочери удалили матку в тот же день, когда делали кесарево, - говорит Ардак Нуркенова. - И то узнала случайно - от соседки дочери, которая работает медсестрой в районной больнице. Я тогда поинтересовалась у одного из врачей, почему не спросили родственников перед операцией, почему нас не поставили в известность, когда все уже было сделано? Доктор мне цинично ответил: “А зачем ей матка? У нее и так пятеро детей”.
3 мая гинеколог, реаниматолог и главврач больницы стояли у ворот дома дочери - по их словам, пришли выразить соболезнование. Значит, они чувствовали себя виноватыми! И, видимо, пришли посмотреть на мою реакцию.
Реакция семьи умершей не заставила себя долго ждать - родственники Салтанат обратились с заявлением в Минздрав и правоохранительные органы.

Тогдашний председатель комитета конт­роля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава Сыздык БАЙМУКАНОВ сообщил Ардак Нурекеновой: по факту смерти роженицы проведена независимая проверка Сарыагашской районной больницы №1 и областной клинической больницы, по результатам которой “были выявлены нарушения организационного, тактического характера, а также нарушения установленных стандартов диагностики и лечения”. Материалы проверки были переданы в правоохранительные органы. Но, как выяснилось, без толку. По словам Ардак, полиция то возобновляет следствие, то при­останавливает. Была даже попытка возбудить дело по статье 114 УК РК (ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими и фармацевтическими работниками), но делу не дали хода...
- Думаю, дело волокитят, поскольку на селе все всех знают, многие приходятся друг другу родственниками, в том числе врачи - полицейским, - считает Ардак. - Наверное, думают время потянуть, чтобы бабка, то есть я, устала бегать по инстанциям. А я не устану! Хочу добиться правды. Пусть накажут тех, кто виноват в смерти дочери. Хотя мне чиновники и говорят: сейчас мы врачей накажем, а кто за них будет работать?
Когда родственники получили на руки документы медэкспертизы - ахнули. Умершей Салтанат приписали кучу болячек - и гепатит, и пиелонефрит, и даже анемию. Родные задаются вопросом: как же ее наблюдали все 9 месяцев беременности и ничего плохого не нашли? Да и сынишка, рожденный за 4 недели до смерти мамы, слава Богу, жив и здоров, развивается безо всяких отклонений...

Мы позвонили следователю РОВД Сары­агашского района Жарылкасыму ТАСПОЛАТОВУ, который занимается делом погибшей роженицы. Полицейский сообщил: материалы были переданы ему совсем недавно, и он сейчас готовит новую экспертизу по факту смерти Салтанат. Почему следствие по делу тянется два года, г-н Тасполатов ответить затруднился.
Между тем в редакции имеется заключение комиссии специалистов областного департамента контроля качества медуслуг и независимых экспертов. Проверяющие нашли нарушения в каждой из больниц, где получала медпомощь роженица.
Так, врачам женской консультации предъявлены претензии в том, что они недооценили тяжесть положения Салтанат при беременности - не контролировали массу ее тела, не прислушивались к ее жалобам.
Врачи Сарыагашской районной больницы не диагностировали у беременной гепатоз. По материалам истории родов женщины не видно, что она нуждалась в кесаревом сечении (ее мать Ардак объясняет это просто: расценки на кесарево в больнице гораздо выше, чем на обычные роды). Кроме того, констатировали члены комиссии, врачи больницы не обнаружили у Салтанат внутреннее кровотечение и гематому брюшной полости.
А эскулапы из областной клинической больницы слишком поздно диагностировали у роженицы перитонит (смертельно опасное воспаление брюшины после попадания в нее желчи, мочи или крови).
Эксперты приходят к выводу: в данном случае смерть роженицы можно было предотвратить.

Виктор БУРДИН, фото из архива семьи НУРЕКЕНОВЫХ, Алматы

P.S. Если авторитетная комиссия пришла к неутешительным для местных медиков выводам, то почему же все они продолжают как ни в чем не бывало работать на своих местах? Очень хотелось бы знать, что думает об этом недавно переназначенная на пост главы Минздрава Салидат КАИРБЕКОВА.

Поделиться
Класснуть