13461

Разборки после боя

В четверг информационное агентство КазТАГ со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщило: в отношении организованной преступной группы, вступившей в вооруженное противостояние с бойцами спецподразделения “Сункар” МВД РК в 3-м микрорайоне Алматы (см. “Бой в микрорайоне”, “Время” от 6.4.2011 г.), возбуждено уголовное дело по статье “бандитизм”. Основным обвиняемым по делу проходит 37-летний Кадыржан КАДЫРОВ. Уголовное преследование его подельников - 35-летнего главаря банды Рузембая ИШИМБЕТОВА и 39-летнего Абдусултана НИЯЗОВА - прекращено в связи с их уничтожением во время боя.

Между тем, как мы сообщали ранее, Рузембай Ишимбетов окончил казахстанско-египетский университет исламской культуры “Нур-Мубарак” в Алматы (см. “Чудовищная эволюция”, “Время” от 13.4.2011 г.). При подготовке того материала руководство вуза отказалось от комментариев, но неделю спустя передумало и прислало в редакцию письмо за подписью пресс-службы “Нур-Мубарака”. Приводим его ниже с несущественными сокращениями. А также даем возможность председателю Союза мусульман Казахстана (СМК) Мурату ТЕЛИБЕКОВУ, о котором идет речь в комментарии университета, ответить на обвинения в его адрес.

“Нур-Мубарак”: Руководство университета “Нур-Мубарак” выражает искреннее сожаление в связи с тем, что выпускник Рузембай Ишимбетов совершил ряд тяжких преступлений, в результате которых погибли невинные люди. Ишимбетов во время учебы в университете “Нур-Мубарак” тесно контактировал с Муратом Телибековым, работая под его непосредственным руководством в центральном офисе Союза мусульман Казахстана. По рассказам его сокурсников, Ишимбетов ранее попадал под влияние христианства, а позднее “ахмадийской” общины. Как стало известно из сообщения телеканала КТК от 17 апреля 2011 года, Ишимбетов получил свидетельство о крещении в церкви адвентистов еще в 2009 году.
Мурат ТЕЛИБЕКОВ: Рузембай Ишимбетов не имел никакого отношения к Союзу мусульман. Мы познакомились с ним, когда в университете возник конфликт. Мы провели расследование, опубликовали его результаты в прессе, и на этом наше общение закончилось. Что касается влияния других религий, то тут я не могу сказать, под чье влияние он попадал ранее, я его не контролировал.

Н.М.: Безусловно, сказывалось трудное детство, он (Ишимбетов. - Ред.) рос без отца в неблагополучных условиях. Уже во время учебы в университете он проявлял вспыльчивость характера и нетерпимость к чужому мнению. По свидетельству доктора Мухиддина ПАТЕЕВА, который читал лекции на его курсе, он неоднократно грубил ему и однажды назвал его предателем.
Когда его сокурсника ОСПАНОВА исключили из университета за неуспеваемость и нарушение дисциплины, Телибеков совместно с Ишимбетовым встали на его защиту, устроили пресс-конференцию, обращались в инстанции, вплоть до Министерства образования и науки, с просьбой о его восстановлении. Позднее из МОН РК поступило письмо, в котором указывалась обоснованность отчисления Оспанова из университета.
М.Т.: Я признаю, что защищал Оспанова. Я бы не сказал, что действовал вместе с Ишимбетовым, но он тоже противостоял произволу, творящемуся в университете. Кстати, к этому движению присоединились и некоторые преподаватели “Нур-Мубарака”. Мы действительно провели пресс-конференцию в Казахстанском пресс-клубе. Ишимбетова там не было: он был гражданином Узбекистана и старался не “светиться”, опасаясь депортации.

Н.М.: В 2004 году Телибеков был организатором провокационных действий против руководства университета, и по его указанию Ишимбетов возглавил протестное движение студентов. Хотелось бы спросить, чувствует ли он (Телибеков. - Ред.) себя ответственным за его (Ишимбетова. - Ред.) воспитание и становление как личности, поскольку он всячески его направлял, оплачивал его учебу в университете “Нур-Мубарак”, и вся его “чудовищная эволюция” должна была произойти на глазах Телибекова.
М.Т.: Не настолько глупа и бездумна студенческая масса, чтобы так просто поддаться на чьи-либо провокации. Когда мы вмешались в конфликт, он был уже в самом разгаре. Если бы конфликт организовал я, меня давно бы уже привлекли к ответственности. Насчет того, что я оплачивал учебу Рузембая, - это просто смешно. Как я мог это сделать?! СМК - некоммерческая организация, у нас никто даже не получает зарплату.

Н.М.: По поводу несостоявшейся поездки студентов на практику в Египет. Все расходы студентов были своевременно компенсированы, и руководству вуза со стороны студентов никаких претензий не высказывалось. Руководство университета принимало меры по его (Ишимбетова. - Ред.) отчислению из университета за избиение сокурсника, однако Телибеков неоднократно устраивал скандалы в университете с требованием оставить Ишимбетова, заверяя при этом, что лично займется его воспитанием.
М.Т.: Претензии у студентов, конечно, были, но под давлением руководства они замолчали. Мы обращались в посольство Египта в РК с просьбой вмешаться в конфликт и высказать свою точку зрения. Также мы выступили с просьбой восстановить несправедливо исключенных из университета студентов, которые стояли во главе протестного движения. Среди них был и Ишимбетов.

Н.М.: В отношении утверждения, что якобы в университете преподают студентам египетскую модель ислама, которую Телибеков считает ортодоксальной, мы заявляем, что нет и не может быть казахстанской, египетской и европейской модели ислама. Ислам - это универсальная религия, нис­посланная Всевышним Аллахом всему человечеству, и она одна выше всяких придуманных Телибековым схем и моделей.
М.Т.: Это моя точка зрения. Университет, конечно, может ее оспаривать. Но сама тональность полемики вызывает сожаление. Вместо того чтобы говорить о проблеме, университет пытается свести всё к отдельным персонам, к банальной склоке.

Н.М.: Мы считаем, что в названии университета нет политичес­кого контекста, и поэтому нет необходимости в угоду изменяющейся конъюнктуре менять название университета. По-настоящему верующий человек знает значение слов “Нур” (луч, свет. - Ред.) и “Мубарак” (благостный. - Ред.).
М.Т.: Хочу обратить внимание на то, что руководители университета не поставили под письмом конкретные имена. Однако тема весьма актуальна, и я приглашаю представителей “Нур-Мубарака” к дискуссии. Мы могли бы провести “круглый стол”, я готов выслушать их аргументы и ответить на все претензии, если они будут высказаны не анонимно.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

От редакции 12 апреля мы отправили министру образования и науки Бакытжану ЖУМАГУЛОВУ официальный запрос, получив в пресс-службе МОН РК подтверждение, что факс дошел. Мы задали главе ведомства следующие вопросы:
1. Известно ли руководству образовательного ведомства о том, что террорист Ишимбетов, гражданин Узбекистана, получил образование в алматинском университете “Нур-Мубарак”?
2. Каким образом государство контролирует - и контролирует ли - учебно-воспитательный процесс в этом и других вузах религиозной направленности?
3. Будет ли переименован университет “Нур-Мубарак”?
Вплоть до вчерашнего вечера никакой реакции из министерства не последовало. Напоминаем Бакытжану Жумагуловичу, что Закон “О СМИ” предписывает государственным органам давать ответы на официальные запросы прессы в трёхдневный срок.
И ещё. 21 апреля Интерфакс сообщил, что египетский суд постановил переименовать все общественные здания, сооружения и учреждения, названные в честь бывшего президента Хосни МУБАРАКА.
Между тем соглашение о строительстве университета исламской культуры (за счёт египетской стороны) египетское и казахстанское правительства заключили ещё 18 июня 2001 года, а в июле 2003 года наш парламент ратифицировал его. Ныне сверженный глава страны пирамид тогда был в полной силе, и вряд ли совпадение его фамилии и названия вуза является случайным.

Поделиться
Класснуть