8827

Фредди Крюгер штурмует акимат

Маулен АРИНОВ - полицейский из Шахтинска Карагандинской области обвиняет собкора газеты “Голос республики” Ларису ЧЕН (на снимке) в том, что летом прошлого года она... избила его, пытаясь штурмом взять городской акимат. Об этой дикой ситуации журналистка рассказала на пресс-конференции в четверг в Алматы.

Мы уже писали о том, что 15 июня 2010 года полицейский, охранявший Шахтинский акимат, избил Ларису Чен, которая хотела пройти в здание горадминистрации, чтобы взять у чиновников комментарий по поводу ситуации с общественным объединением “Шахтерская семья” (см. “Журналистку избили в акимате”, “Время” от 16.6.2010 г.). Маулен Аринов пытался отобрать у Ларисы сотовый телефон, на который она снимала разговор с чиновниками, и стереть видеозапись. По словам Ларисы, Аринов выкручивал ей руки и несколько раз ударил об стену. Свидетелями потасовки стали пенсионерка Вера ФЕСТИК, подтвердившая факт избиения журналистки, а также активист “Шахтерской семьи” Тахир МУХАМЕДЗЯНОВ. В результате “контактного боя” Ларисе стало плохо, ей пришлось вызвать “скорую”. Позже Чен написала заявление в полицию и прошла судебно-медицинскую экспертизу в Караганде.
В июле прошлого года ее вызывали в управление внутренней безопасности ДВД Карагандинской области, где опрашивали по поводу инцидента.
А в августе Ларисе вручили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По ее словам, в этом документе не было ни слова о результатах экспертизы, о видеозаписи, на которой видно, что охранник кидается на нее, о показаниях свидетелей. На этом инцидент вроде бы “заглох”.
Но 15 апреля 2011 года Ларисе позвонила следователь Шахтинского ОВД Евгения ЛЕВЧУК и сообщила: прокуратура вернула дело на доработку.
- Во вторник (19 апреля. - Ред.) я поехала в полицию, - говорит Лариса. - И каково же было мое удивление, когда я узнала, дело ведется не по моему заявление, а по заявлению Аринова! Оказывается, что мои действия подпадают под уголовную статью о нападении на сотрудника полиции при исполнении им должностных обязанностей. Как я могла избить сотрудника полиции ростом около 185 сантиметров и явно не страдающего дефицитом веса?! (Лариса Чен - худощавая женщина, рост 156 см, весит 49 кг. - Ред.). Однако в деле есть акт судебно-медицинской экспертизы, из которого следует: полицейский был жутко избит! У него множественные царапины на кистях рук, на предплечьях и даже на плечах. Видимо, я, словно Фредди Крюгер, процарапала его через погоны! Более того, у него нашли ссадины и синяки от ударов тупым предметом. Получается, я его еще чем-то била? А вот результаты экспертизы, которую проходила я, куда-то исчезли. Вернее, в деле имеются результаты якобы моей экспертизы, но документ подписан шахтинским экспертом, а меня освидетельствовали в Караганде.

Есть еще одна очень интересная деталь: полицейские готовили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Аринова против меня на основании мирового соглашения, якобы заключенного между мной и моим обидчиком. Если верить тексту мировой, то он милостиво прощает мне то, что я его так зверски изувечила! И под этим соглашением стоит не моя подпись. Она подделана - похожа, но не моя. Следователь мне сказала: возможно, прокуратура будет настаивать на возбуждении против меня уголовного дела. Все это было бы очень грустно, когда бы не было так смешно. Получается, все наши чиновники - в большой опасности. Если даже такая, как я, которая из всех видов “спортивных единоборств” занималась только бальными танцами и художественной гимнастикой, может избить стража порядка, то как такая полиция собирается этот порядок охранять?
На пресс-конференции было объявлено: редакция газеты “Голос республики” обратилась с официальным запросом к министру внутренних дел Калмуханбету КАСЫМОВУ и Генеральному прокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ.

А тем временем

- Перед законом все равны - и журналист, и полицейский, - заметил вчера нашему корреспонденту пресс-секретарь ДВД Карагандинской области Жанатай СЕМБЕКОВ. - Общество почему-то привыкло считать, что полицейские плохие. Но охранник выполнял свою задачу - обеспечение безопасности вверенного объекта. Поэтому не надо все переворачивать. В возбуждении уголовного дела отказано (и Ларисе Чен, и Маулену Аринову. - Ред.). Но если стороны хотят выяснять отношения в гражданском порядке - это их законное право.
Как сообщил источник из прокуратуры, о примирении сторон в данном случае не может идти речи, так как нет “реабилитирующих оснований”. В возбуждении уголовного дела должно быть просто отказано. Хотя, добавил источник, согласно медицинскому освидетельствованию, у охранника имеются ссадины предплечий.
Кстати, одной из причин отказа в возбуждении уголовного дела и отправки его на доследование стало наличие только заявления о примирении сторон, написанного полицейским Ариновым, а аналогичного заявления от Ларисы Чен не поступало.

Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда, Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Комментарий в тему

Тамара КАЛЕЕВА, президент фонда защиты свободы слова “Əдiл сөз”:
По нападениям на журналистов уголовные дела не возбудили ни разу
- В прошлом году зафиксировано 20 нападений на журналистов. Но, к сожалению, ни один случай обращения журналистов в правоохранительные органы не привел к положительному решению - в возбуждении уголовных дел нашим коллегам было отказано за отсутствием в действиях их обидчиков состава преступления. На днях в Астане состоялся “круглый стол”, участники которого обсуждали выполнение национального плана действий в области прав человека. И было предложение: усилить ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Мы возразили: куда дальше усиливать? Уголовная и административная ответственность есть, лишение свободы есть. Да, законы есть, но на практике они, к сожалению, не работают. Как в случае с Ларисой Чен. Акимат - не закрытое учреждение, это учреждение общего пользования. Там не может быть никаких ограничений на съемку, тем более в коридоре. Подобный правовой нигилизм и произвол характерны для очень многих небольших городов и сел, где про уважение к журналисту даже не слышали. И тем более не слышали о том, что можно отвечать за нарушение прав журналиста.

Поделиться
Класснуть