От школы скулы сводит
На прошлой неделе, сорвавшись после телефонного звонка с работы, Кадиша ОМАРОВА (на фото с сыном) забежала в класс и увидела своего сына-третьеклассника на полу. Мальчик вырывался из рук нескольких учителей. Увидев мать, он успокоился. “У вашего сына нервный срыв”, - сообщили педагоги. Машина “скорой помощи”, вызванная в школу № 6, повезла Ануарбека в Павлодарский психоневрологический диспансер. Классный руководитель и школьный инспектор сопровождали мать и сына. Однако в приемном покое врачи отказали ребенку в госпитализации - он оказался абсолютно адекватным, спокойно отвечал на все вопросы. И рассказал, что учительница… щипала его. В тот же день Кадиша отвела сына на медицинскую экспертизу, а на следующий - написала заявление в ДВД.
- Ануарбек пожаловался, что учительница по казахскому языку не разрешила ему выйти в туалет, а после того, как он пошел без разрешения, стала его щипать, - рассказывает Кадиша. - Я прямо в приемном покое психдиспансера, сняв с сына футболку, показала синяки на предплечье. Позже эксперт измерил их - от 0,3 до 0,7 сантиметра. Конечно, таким образом можно спровоцировать ребенка на нервный срыв.
По словам Кадиши, это уже не первый случай, когда она обнаруживала у сына синяки, и всякий раз это происходило после его общения с учителем казахского. Мать не раз жаловалась директору школы, после чего собирался педсовет и выносил вердикт: мальчик - фантазер. Вся проблема в его гиперактивности, говорили Кадише и советовали обучать Ануарбека на дому.
- Я не соглашалась. Ведь сын учится в коррекционном классе для детей с задержкой речевого развития. В школе с ним занимается логопед. Ануарбек очень любит классного руководителя, да и общение со сверстниками приносит большую пользу в развитии речи, - объясняет Кадиша.
Сейчас Ануарбек боится идти в школу.
Как сообщила руководитель пресс-службы ДВД области Баян МАГЗУМОВА, материалы в отношении учителя готовятся для передачи в суд.
- Согласно выводам экспертов, мальчику нанесен легкий вред здоровью. По части 2 статьи 79-3 Административного кодекса педагогу грозит штраф в 50 МРП или 45 суток ареста, - сказала она.
И это не единичный случай в Павлодаре. За “психической” помощью отправили и третьеклассника Даниила из школы-лицея № 16.
- Приходит мама мальчика и просит: дайте справку, что мы у вас занимаемся. В противном случае, как сказала директор школы, сына придется перевести в какую-нибудь другую школу, - рассказывает руководитель павлодарского центра психологической поддержки “Виста” Лариса ПАНФИЛОВА. - Я советую маме: справки не жалко, но поможет ли она вашему ребенку? Предложила привести к нам сына. И что? Обыкновенный мальчишка, рослый, физически развитый. И море страха в глазах. Оказывается, на этого маленького человечка в школе навесили ярлык “будущего преступника”. Три недели длилось настоящее судилище - родителей приглашали на родительские собрания и упрекали, что после того как “новенький” Данилка появился в этом классе, успеваемость всех учеников якобы резко упала. Мол, Данилка шалит, и молодая неопытная учительница не успевает пройти за урок нужную программу.
Учительница в результате настоятельно советовала родителям забрать сына из ее класса, заявив, что иначе его “заклюют”. Данилка перешел в соседний класс, испытав при этом, по словам психолога, очередной стресс. Сейчас он вообще не хочет идти в школу.
- Что это за педагог такой, если девятилетний ребенок способен за пару месяцев снизить успеваемость в классе? - возмущается Лариса Панфилова.
По словам заместителя главврача областного психоневрологического диспансера Виктории ЕФИМОВОЙ, в последнее время клинику посещают очень много учеников.
- Сейчас чуть что - в школах рекомендуют родителям: идите в психбольницу - проведите обследование, курс лечения, а потом, пожалуйста, обучайтесь на дому. При этом медицинских показаний для лечения в психоневрологическом диспансере у этих детей нет, - рассказывает врач. - Идет манипуляция модным термином “гиперактивность”. Ученики с плохим поведением были в школе всегда, количество гиперактивных детей в Павлодарской области не возросло. Возможно, увеличилась “бумажная” нагрузка на учителей, и им уже не до педагогики и индивидуального подхода?
Первоклашка Влад САХИПОВ из 24-й школы уроков не срывал, учился хорошо. Но его тоже изгнали. Наталья, мама Влада, рассказала, что ее сына “попросили” из школы после того, как он толкнул на уроке физкультуры дочку директора.
Директор школы уверяет, что ребенка не выгоняли. Просто порекомендовали бабушке, с которой мальчик временно остался жить в Павлодаре, отправить его к родителям, переехавшим недавно в Алматы.
- Самодурство и никчемность сложившейся у нас системы образования очевидны, - вздыхает учитель математики, отличник образования РК Давид ГАНЕЛИН, чьи ученики регулярно занимают призовые места на международных математических олимпиадах. - Уроки в школе - это только небольшая часть того, чем занимаются педагоги. Просто перечислим некоторые виды работ, которые, как водится, строго обязательны: календарные планы, четвертные отчеты, планы по самообразованию и воспитательной работе, дежурство по школе, рефераты, семинары… Девять десятых времени педагога приходится не на ученика. А творческие перлы чиновников так и сыплются на учительские головы. Теперь они должны подтверждать свою профпригодность каждые 4 года. Нужно собирать свои грамоты, статьи, материалы семинаров и вообще всякие бумажки - где ты ходил, чихнул или споткнулся. А иначе уволят или категорию скостят. Образование дискредитировало себя так, что при упоминании о школе скулы сводит.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail: ovoronko@mail.kz

