Другой взгляд
Мне не раз приходилось писать о том, как казахстанцы всем миром собирают деньги на лечение за границей. Ходят с протянутой рукой, продают последнее и уезжают в клиники Европы, США, Израиля, России, Китая. Отечественной медицине население не слишком доверяет, полагая, что зарубежные врачи более квалифицированны. Однако это не всегда так. Казахстанский офтальмолог, доктор медицинских наук Марат СУЛЕЙМЕНОВ (на снимке) оперирует пациентов из Германии, Англии, арабских стран. Он единственный в мире хирург, который делает уникальную операцию по коррекции зрения.
Марат Смагулович придумал, как сделать более эффективной стандартную операцию по эксимерлазерной коррекции зрения, которую делают во всем мире. Обычно врач при помощи лазера выпаривает часть роговицы глаза. Она становится тоньше, и за счет этого исправляется близорукость.
- Если сделать роговицу слишком тонкой, можно повредить глаз, и тогда зрение станет еще хуже, - объясняет Марат Смагулович. - Раньше мы воздействовали на нее лишь до определенного предела. Лазер, который мы используем, может убрать до 10-12 диоптрий, и то при условии, что у пациента роговица нормальной толщины. Врачи во всем мире были ограничены этими рамками. Но ведь у людей разная степень близорукости. Если у человека зрение, например, минус 14, ему не смогут провести полную коррекцию зрения. Уберут те самые 10-12 диоптрий, а две все равно останутся. Человек так и останется близоруким. Я не один месяц размышлял над этим. И наконец придумал приспособление, при помощи которого можно усовершенствовать операцию.
У ноу-хау, разработанного Сулейменовым, до сих пор нет названия. Небольшое приспособление повторяет по форме роговицу глаза и имитирует зрачок. Сделал его друг Марата Смагуловича, мастер на все руки, не имеющий никакого отношения к медицине. Правда, получилось не с первого раза - новинку пришлось дорабатывать и переделывать. В 2005 году Сулейменов сделал первую операцию по коррекции близорукости, используя свое изобретение.
- Было ощущение, будто я получил Нобелевскую премию, - шутит Марат Смагулович. - А если серьезно, приятно осознавать, что я все же добился своей цели. Мне помогали мои коллеги, и вместе мы смогли провести операцию, во время которой полностью скорректировали зрение девушке, у которой была близорукость 14 диоптрий.
Используя метод коррекции зрения, придуманный Маратом Смагуловичем, вместо прежних десяти диоптрий можно убрать пятнадцать. Он отправил документы с описанием своего изобретения в международную патентную организацию, штаб-квартира которой находится в Женеве. Статью об этом методе операции опубликовали в журнале, в котором печатают материалы об изобретениях.
- После публикации в журнале стали приходить письма от посредников из разных стран Европы, Индии, - рассказывает доктор. - Они предлагали мне помощь в продвижении моего метода. Эти люди оценивают перспективность изобретения и, если понимают, что на нем можно заработать, предлагают свои услуги, за которые получают определенный процент за использование патента. Это чистый бизнес, я в нем ничего не понимаю.
- Если бы вам предложили хорошие деньги, продали бы патент?
- Не задумывался об этом, хотя возможности уже были. На одной из конференций в Москве россияне предлагали мне продать мое изобретение. Правда, о сумме речь тогда не шла. Но я отказался. Я придумал этот метод операции не для того, чтобы заработать деньги, а для науки. Мне было важно признание коллег, и я его получил. Если бы не директор нашего института, которая настояла на том, что нужно получить патент, даже не стал бы этим заниматься. Конечно, хотел бы, чтобы мой метод лечения внедрили в первую очередь в нашей стране, но пока только я делаю такие операции. В республике всего три лазера, при помощи которых проводят коррекцию зрения. Два из них стоят в частных клиниках. Поэтому внедрять этот метод лечения в Казахстане, в общем-то, негде.
К Марату Смагуловичу приезжают пациенты из-за границы. Здесь операция по коррекции зрения стоит гораздо дешевле, чем у них на родине. Сравните сами: в Европе от двух до пяти тысяч евро на один глаз, у нас - 96 тысяч тенге на оба. Разница внушительная. И именно на этом можно было бы заработать: иностранцы тратят деньги на перелет, проживание в гостиницах, еду. Но о докторе Сулейменове не все знают даже в Казахстане, чего уж говорить о других странах. А если вложить деньги в рекламу и продвижение казахстанского изобретения, создать все условия для притока иностранцев и делать здесь операции? Это же престиж Казахстана!
Нефтяную скважину Сулейменов, конечно, не заменит. Но убедить мир, что в Казахстане светлые головы не только “пилят” бюджеты и сорят деньгами, поможет.
Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Тимура БАТЫРШИНА

