5772

Андриасян опять взошёл на Фудзияму

Премьера в лермонтовском - всегда знаковое событие. Тем более если это дело рук такого режиссера, как АНДРИАСЯН (на снимке). На этот раз она посвящена двадцатилетию независимости Казахстана, поэтому некоторый пафос предполагался изначально. Но на самом деле его получилось слишком много. Хотя Рубен Андриасян основательно переработал пьесу, осовременил язык, убрал слишком явные советизмы, восточное многословие и даже финал.

Пьеса “Восхождение на Фудзияму” была написана в 1973 году Чингизом АЙТМАТОВЫМ в соавторстве с Калтаем МУХАМЕДЖАНОВЫМ. Произведение было крайне осторожно воспринято критикой и вторую жизнь получило после выхода одноименного фильма. В восьмидесятые годы “Фудзияма” пережила и свой звездный час, ведь в ней было все, что волновало поколение: несогласие с идеологией, поиск истины, коллективное предательство. Сюжет хорошо известен: четверо вполне успешных друзей решили устроить пикник на горе, которую жена одного из них назвала Фудзиямой. Оказавшись в разреженном горном воздухе, в непосредственной близости к небесам, заговорили о самом больном. О том, какую роль каждый из четверых сыграл в судьбе пятого - талантливого друга-поэта Сабыра. Кто и как его предавал. На пикник приглашена и учительница - она, почти как в древнегреческих традициях, олицетворяет совесть. Да и жены с неподдельным интересом пытаются разобраться в ситуации. Вот только пафос происходящего могут понять не все из сидящих в зале. Конечно, во все эпохи случались предательства. Но тем, кому не исполнилось тридцати, наверное, нужна вводная лекция о том, что когда-то первая учительница являлась по-настоящему культовой фигурой и к ее мнению прислушивались даже в солидном возрасте. Что на кухнях искали истину в последней инстанции. Что в беседах с друзьями, а не с психоаналитиком искали в себе червоточинку, чтобы вытравить ее. Как все это связано с сегодняшним днем, Андриасян объяснять не хочет, посылает в зал. Смотреть и слушать. Слегка оттаивает лишь после премьеры:
- Я хотел сказать только об одном - что тогда, сорок лет назад, люди гораздо сильнее были озабочены проблемой совести. Они больше мучились на эту тему, чем сейчас.

- Вы считаете, что сегодня это актуальная тема?
- Я не понимаю, в вашей же газете каждая статья по сути об одном - о дефиците совести, а когда ставишь спектакль об этом - начинаются вопросы...

Что касается самого спектакля, в “Фудзияме” все действие происходит за накрытой “поляной”, но при этой внешней лаконичности актерский ансамбль делает, кажется, невозможное - обеспечивает накал страстей. К тому же Андриасян останавливает действие на том самом моменте, когда компанию покидает учительница. И все замирают, словно пристыженные фразой: что, мол, должны быть такие дни, когда происходят важные разговоры. От такого пафоса зрители невольно встают и торжественно аплодируют. А ведь у Айтматова праздник продолжается и переходит в новые безобразия, что, собственно, и является логическим финалом: те, кто совершил однажды предательство, такими и остаются. Но Рубен Суренович за свое детище стоит стеной.
- Меня не интересуют их безобразия, это уже будет масло масляное. Неужели и без этого что-то непонятно? Это пьеса мирового репертуара. В свое время она шла во многих театрах на Бродвее, в Лондоне и Париже. Именно за нее театр “Современник” получил Государственную премию. Сама по себе она очень хороша, другое дело, что время стремительно меняется. Я недавно смотрел фильм “Девять дней одного года”, который в свое время казался неким откровением, а сейчас такой наивный, что обхохочешься.

- Уже в день премьеры понятно, что “Фудзияма” не соберет ни аншлаг, ни кассу...
- А с чего вы взяли, что театр должен работать только на кассу? Кто так считает, пусть живет по этим правилам. Я не хочу. У каждого из нас каждый день есть испытания на тему, как остаться человеком. Хотим мы этого или нет. А то, что люди сейчас не переживают по этому поводу, это их проблема. О ней я и говорю. И если это кажется несовременным, то о чем еще можно говорить?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть