Ручное управление искусством
В Алматы в Центральном выставочном зале проходит международная выставка “Ручная работа № 1 - весна”. Мастера из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, России представили на суд зрителей украшения из бисера и камней, кукол, кованые изделия, вышивку, керамику, свечи, картины, войлочные изделия и многие другие оригинальные поделки.
- За рубежом изделия, сделанные своими руками, ценятся намного выше поставленных на поток поделок, - рассказывает организатор выставки Елена БОРОВИКОВА. - И выставки hand-made собирают коллекционеров со всего мира. К сожалению, на наших традиционных ярмарках произведения ручной работы можно приобрести фактически даром - словно на обычной распродаже. Большинство людей думают, что мы берем старые тряпочки и мастерим какие-то поделки: мол, за что тут платить большие деньги? Главная цель этой выставки - изменить расхожий стереотип, показать товар лицом и дать местным мастерам стимул для дальнейшего роста. Когда полгода назад мы стали рассылать приглашения умельцам, то даже не предполагали, что будет такой ажиотаж. За две недели до открытия экспозиции сработало сарафанное радио, и ко мне прямо-таки повалили заявки на участие. Кому-то даже пришлось отказать - места всем не хватило.
- Цены на некоторые работы кусаются. Неужели находятся покупатели на такие дорогие вещи?
- Это ведь эксклюзивные работы, истинные ценители которых за ценой не постоят. Например, я делаю игрушки в технике “мишка Тедди” исключительно в единственном экземпляре. Основные материалы для Тедди - мохер, текстиль, винтажный плюш советских времен, вискоза, альпака. Поэтому мои работы стоят недешево - 15-20 тысяч тенге каждая. На создание одного мишки уходит две недели. Хотя однажды пришлось провозиться с косолапым около месяца. Девушка заказала в свою коллекцию медведя высотой 60 см, чтобы он был набит опилками, ревел и выглядел старым, потрепанным (есть определенная техника, которая позволяет делать игрушки такими). Она долго не могла найти подходящего мастера и обратилась ко мне. К сожалению, у нас еще мало таких ценителей, поэтому работы и не так востребованы.
- Старые игрушки - например, мишек с оторванными лапами, - вам, наверное, дарят во множестве?
- Нет. Вот в России на блошиных рынках глаза разбегаются от выбора. У меня есть мишка 1924 года “рождения”, купленный в Санкт-Петербурге. Правда, вывезти его было не так-то просто. На таможне потребовали бумагу, что он не является ценным предметом старины. История закончилась благополучно, и теперь топтыгин красуется на выставке.
- Откуда у вас такая страсть к мягким игрушкам?
- Она “накрыла” меня несколько лет назад. По образованию я экономист и никогда не думала заниматься творчеством. Как-то раз вечером захотелось смастерить куклу. Взяла старый лоскут ткани, сделала примитивную тильду - и такое счастье от этого испытала, что не передать словами! Дальше - больше, и в итоге бросила все и поехала учиться этому ремеслу в Россию. Благо, муж всегда и во всем меня поддерживает. Так и началась моя “игрушечная” карьера. Хотя, знаете, ничего случайного в жизни не бывает. В детстве в витрине магазина увидела огромного плюшевого медведя и просто влюбилась в него. Умоляла маму купить мне его, но... косолапый так и остался мечтой. Он так запал мне в душу, что я записалась в кружок мягкой игрушки. Потом, правда, забросила это занятие и вспомнила про него, уже будучи взрослой.
До воскресенья, 10 апреля, выставочный зал будет уютным уголком творца, мастерицы с удовольствием поделятся своими секретами с посетителями.
Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

