В доме Надежды
7.00
Телефонный звонок. 10 лет - ровно столько, сколько Сандугаш ЖУАНЫШБЕКОВА является директором “Дома Надежды” - домашний аппарат взрывает утреннюю тишину в квартире в одно и то же время.
- Доброе утро, - здороваются с нею. Дальше идет рапорт-отчет, как прошла ночь в доме ребенка.
Все спокойно.
И слава Аллаху.
Никто не болеет. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.
- До встречи, - говорит Сандугаш Смаковна.
Она сегодня придет на работу позднее, чем обычно, - в акимате по графику встреча руководителей детских учреждений.
8.00
Если у вас слабые нервы, на это лучше не смотреть.
Каждый ребеночек поднимает над собой ведерко холодной воды и легко опрокидывает на себя. И хотя температура на улице плюсовая, но, чай, не лето.
У-ух!
А им не страшно.
Попадаются детки, которым этот процесс приносит неописуемое удовольствие, и тогда они тырят у зазевавшегося соседа ведро воды, чтобы окатить себя дважды.
Мне объясняют, что закаленные детки практически не болеют всякими там простудными заболеваниями. Но если есть противопоказания, к примеру, болезнь почек, то такие ребятишки не обливаются водой. Если мама ребенка против, то ее дитя тоже не выходит во двор к заполненным прямо из крана ведрам.
8.20
Завтрак: каша манная, хлеб с маслом, сыром, чай со сгущенным молоком.
Был тут случай. Мама ребенка была очень недовольна: мол, недокармливаете моего ребенка, вон как похудел. Ребенок поступил с избыточным весом, а тут просто пришел в норму.
- К вам же дети из малообеспеченных семей попадают? - уточняю.
- Конечно, специальная комиссия при акимате рассматривает заявления и решает, кого к нам направить.
9.15
В темной сенсорной комнате психолог Молдир Ауталиева по очереди занимается с детками из разных групп. Групп всего девять. Занятия по 20 минут.
Комната вся в ярких цветовых пятнах, которые то рассыпаются по полу, как солнечные зайчики, то превращаются в звездочки. Дети наперегонки “собирают”. Смеются-заливаются. Звучит приятная музыка. Кто-то залезает в дырку от колеса, и его потихоньку прокручивает, как на тренажере. Кто-то бежит по тропе здоровья, где круглыми солнышками лежат под ногами валики, набитые щебнем, камнем и чем-то еще приятным для ног.
У дерева желаний в углу детки выговариваются - желаний у них много.
- Вон девочка, - говорят мне. Я вижу ухоженную красавицу, утопающую с визгом в бассейне из шариков. - Ей тут хорошо, а мама неблагополучная. Приходит в синяках вся, но девочка к ней бросается: забери меня отсюда!
Мама же!
10.20
Директор вернулась из акимата.
Ее зам по учебным вопросам Багиля Ушбаева уже прошлась по группам.
Теперь Сандугаш Смаковна идет тем же маршрутом.
- Не доверяете? - спрашиваю.
- Почему? - удивляется она. - Мы каждый день так делаем.
Поднимаемся на второй этаж. У потолка - гнездо ласточки. Сколько ремонтов пережило здание, и каждый раз строителей предупреждали: осторожно! Ласточки каждый год прилетают, выводят птенцов, которые становятся практически домашними, не боятся детей и воспитателей и поют свои песни на радость всем.
Форточку уже открыли, чтобы ласточка видела, что ее уже ждут…
- Ласточки вьют гнезда там, где аура хорошая, - говорит Сандугаш Смаковна.
10.30
Все идут на прогулку. Дети должны гулять полтора часа до обеда и столько же после обеда. До прогулки они успели позаниматься в комнатах, где проводят занятия с детьми по методике итальянского педагога Марии Монтесорри. Малыши могут стирать платья кукол, для чего есть специальные ванночки, могут гладить тряпочки маленьким горячим утюжком под присмотром воспитателя, можно на специальном игровом тренажере учиться завязывать шнурки…
- Игрушки Монтесорри нам подарили, полтора миллиона тенге стоят! Бюджет такое не потянет, - объясняет Багила Турлыбековна.
12.20
Обед. Суп овощной на костном бульоне, со сметаной, на второе - тефтели мясные, отварная свекла, на третье - кисель. Хлеб пшеничный и ржаной.
12.30-15.25
Тихий час.
Можно посидеть в кабинете директора. Послушать последние новости.
Два дня назад мама дочку забрала. Девочке исполнилось семь лет. До такого возраста тут могут находиться дети. У другого ребенка мама удачно вышла замуж и забрала досрочно свое дитя.
Вспоминают, как искали мамочку, которая забыла про свою дочь. Мама занималась наукой, переехала в другой город. Нашли через научного руководителя.
Две группы детей - русскоязычные, семь - казахские.
- У нас 98 процентов детей - казахи.
Проснувшись, дети получают полдник: молоко, вафли, свежие яблоки.
15.30
В кабинете врача женщина, которая оставит сегодня тут свою дочь. Мама - выпускница детского дома, не работает, живет с сестрой, которая снимает квартиру.
Слышно, как рядом детки из старшей группы показывают малышам кукольный спектакль. За короткой ширмой выстраиваются в очередь домашние тапочки: дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку…
16.30
Концерт, посвященный Наурызу. Своими силами для своих.
Перед нами вертится как заводной гиперактивный пацан.
- Не так давно Валентин, находясь в своей группе, внезапно потерял сознание, - рассказывает Багила Турлыбековна. - На счастье, рядом оказалась Сандугаш Смаковна, увидела, что у мальчика западает язык, и пальцем удерживала его, пока не приехала “скорая”. Ребенок палец ей прокусил до кости: до сих пор не гнется.
- Счастье, что он остался жив, - смотрит с любовью на пацана директриса, - когда врачи укол сделали и после этого мышцы мальчика немножко расслабились, я смогла вытащить палец, отправила с Валентином в больницу воспитателя и медсестру, а потом стала рыдать…
Про то, что у нее, никогда не страдавшей до этого гипертонией, вдруг подскочило давление да так, что она провела дней десять в больнице, директор промолчала.
17.30
Дети опять обливаются холодной водой.
Им весело.
Если на улице температура ниже минус десяти, то обливание происходит в помещении.
18.30
Ужин: суфле творожное, лапшевник молочный.
20.00
Кефир перед сном.
21.00
Отбой.
Всё, рабочий день закончен.
Но пришел папа.
Ербол Бошиков. 33 года. Оставшийся один с тремя детьми.
- Жена отказалась от детей и ушла, - говорит. - Вышла на работу и нашла себе другого парня.
Дома у него нет, живет на дачах. Работает упаковщиком.
Ходит к детям в “Надежду”, согреет вроде душу, оттает немного и цепляется за жизнь. Как будет жить дальше - не знает.
Некоторое время его дети будут жить так, как должны жить все дети нашей страны: в достатке, занимаясь с лучшими педагогами, развивая свои таланты.
А потом?
22.00
Директор дома. Звонок, которого она ждет.
- Добрый вечер, Сандугаш Смаковна! Дети легли спать. Никто не болеет. У нас все спокойно.
Слава Аллаху.
Можно отдохнуть. Сотовый телефон удобно устраивает рядом. Она не имеет права быть вне зоны обслуживания Сети.
Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz, фото Тимура БАТЫРШИНА

