10205

Обыкновенный джихад

На прошлой неделе вступил в законную силу приговор Ерболу КАДИРСИЗОВУ, вынесенный специализированным межрайонным судом по уголовным делам Жамбылской области. Суд над тридцатилетним уроженцем Семипалатинска, который шесть лет скрывался от правосудия и был задержан в прошлом году, прошел тихо и незаметно, без зрителей и репортеров. А ведь это один из самых громких процессов года. Согласитесь, не каждый день у нас судят за участие в деятельности террористической группы, пропаганду терроризма и призывы к совершению терактов, умышленное убийство трех человек с особой жестокостью, сопряженное с разбоем, в составе организованной группы - по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды…

Именно эти вышеперечисленные и еще три статьи УК РК - покушение на убийство, разбой, приобретение, передача, хранение, перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов - легли в основу приговора. По совокупности всех деяний Кадирсизов получил 24 года лишения свободы с конфискацией имущества и отбытием срока наказания в колонии строгого режима.
Судья Галымжан НУРЛЫКУЛОВ (на снимке) признается, что впервые рассматривал столь масштабное, многоэпизодное и значимое дело. Впрочем, его задачу облегчил уже имеющийся приговор Жамбылского областного суда от 6 декабря 2005 года. Тогда 16 членов террористической организации “Жамаат моджахедов “Исламский джихад”, действовавшей на территории Узбекистана и Казахстана и ликвидированной в 2004 году совместными усилиями спецслужб обоих государств, получили от 7 до 25 лет лишения свободы, а единст­венная среди них женщина была осуждена условно. Кстати, в расследовании этого 84-томного уголовного дела принимали участие службы безопасности Казахстана, Узбекистана, Киргизии, России, Таджикистана и Азербайджана. И не случайно: организация насчитывала 50 граждан Узбекистана, 20 граждан Казахстана из числа жителей Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Жамбыл­ской областей, пять граждан Киргизии, также в нее входил один россиянин - уроженец Чечни. А руководил группой уроженец Киргизии - лицо без гражданства Жакшибек БИЙМУРЗАЕВ. Но об этом чуть позже.
Почему же столь значительные события середины прошлого десятилетия как-то прошли мимо внимания общественности нашей страны? А дело в том, что тот судебный процесс 2005 года, длившийся 9 месяцев, был закрытым, и по его окончании народ довольствовался разве что общими фразами о “террористической деятельности” некоего “Жамаата моджахедов”. Нынешний же суд, на котором давали показания подсудимые предыдущего процесса, сейчас отбывающие наказание, проходил в обычном режиме. И сегодня мы имеем уникальную возможность окунуться в события семилетней давности, которые, судя по обстановке на планете, ничуть не утратили своей актуальности.

…2004 год жителям Узбеки­стана навсегда запомнится чередой кровавых событий. Их хроника такова.

28 марта. Взрыв в кишлаке Кахрамон Бухарской области. Как выяснилось, рвануло оттого, что изготовители взрывных устройств неосторожно обращались с их компонентами. Восемь сеятелей смерти отправились к Всевышнему, прихватив с собой новорожденную девочку.

29 марта, час ночи. В Ташкенте выстрелом из пистолета Макарова убит водитель автомобиля “Тико”. Машина переходит к пятерым нападавшим - членам террористической группы “Жамаат моджахедов”, возглавляемой Ахмадом БЕКМИРЗАЕВЫМ.

29 марта, 1 час 20 минут. Вооруженное нападение на сотрудников отдела внутренних дел Яккасарайского района УВД Ташкента. Один милиционер убит, другой жестоко избит. Члены “Жамаата” завладевают их табельным оружием и боеприпасами.

29 марта, 1 час 30 минут. Разбойное нападение на водителя ВАЗ-2106 и угон транспортного средства.

29 марта, 5 часов 10 минут. Все тот же Ташкент. Убийство двух сотрудников милиции, завладение табельным оружием и боеприпасами.

29 марта, 7 часов. Взрыв у магазина “Детский мир”. Взор­вавшая себя участница террористической группы АБДУЛЛАЕВА “забирает” с собой трех милиционеров.

29 марта, 8 часов 10 минут. Взрыв на остановке возле рынка “Чорсу”. Вместе с шахидкой Дильноз ХОЛМУРАДОВОЙ (второй исламской женой Бекмирзаева) погибает трехлетняя де­вочка.

30 марта, около 8 часов. На милицейском блокпосту Кибрай­ского района Ташкентской области при проверке документов взлетает на воздух такси. Это сидящие в нем “моджахедыказахстанец Иса ЕРУОВ и узбек ТУРСУНОВ совершают самоподрыв. Погибают водитель и три милиционера.

30 марта, 8 часов 30 минут. Снова Ташкент. При попытке задержания сотрудниками милиции возле дома № 26 по улице Карамурт взрывает себя Махира ИБРАГИМОВА - первая исламская жена руководителя “Жамаата моджахедов” Жакшибека Биймурзаева.

30 марта, 9 часов. В городе Салар Кибрайского района Ташкентской области между террористами и сотрудниками правоохранительных органов происходит перестрелка. В ней были ликвидированы Бекмирзаев и пятеро террористов. Еще десять привели в действие шахидские пояса и отправились туда, куда и стремились.

30 марта, 10 часов. В Ташкенте в доме № 14 по улице Охунбобоева подрываются четверо шахидов.

31 марта, 19 часов 30 минут. В доме № 12 по первому тупику улицы Чимбой при задержании отправляется на тот свет шахид АЗИМБЕКОВ.

1 апреля. При задержании у себя дома в кишлаке Кахраман пояс шахида использует участница группы АКРАМОВА, при этом гибнет десятилетняя девочка.

Таким образом, за каких-то пять дней в Узбекистане погибли 23 гражданина этой страны, в том числе девять милиционеров. Ранения получили 92 человека, 39 из них сотрудники милиции.
Не давая стране опомниться, “Жамаат моджахедов” наносит новые удары: 30 июля в 16 часов 45 минут происходит взрыв в фойе главного здания Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан - семь человек попадают в больницу с телесными повреждениями различной степени тяжести. А через 10 минут взрыв гремит у фасада посольства США в Узбекистане - погибает технический работник посольства, двое других получают ранения. Через 5 минут еще один взрыв - у посольства Израиля. Трое убиты, двое ранены.
Во всех трех случаях пояса шахидов привели в действие казахстанцы: жители Тараза Авасхан ШАЮСУПОВ (Генпрокуратура), Мавлон ВАЛИЕВ (посольство Израиля) и житель Семипалатин­ска Дулат ИСКАКОВ (посольство США).
- Это был настоящий вызов государствам Центральной Азии, и спецслужбы начали активную контртеррористическую деятельность, - рассказывает судья Галымжан Нурлыкулов. - Начались задержания, и вскоре стало понятно, откуда что идет. Еще в 1998 году лицо без гражданства Жакшибек Биймурзаев примкнул к террористической организации “Исламское движение Узбекистана” (ИДУ) под руководством Тахира ЮЛДАШЕВА и Джумы НАМАНГАНИ. В лагерях военной подготовки прошел полный курс обучения военному и взрывному делу, тактике ведения боев в горных условиях. В 1999 году он участвовал в баткенских событиях, затем на территории Узбекистана совершенствовал свои навыки, одновременно участвуя в боевых действиях на стороне “Талибана”. После ссоры с Юлдашевым (в это время Джума Намангани уже погиб) Биймурзаев ушел из ИДУ и примкнул к “Аль-Кайеде”, дав боет (клятву на верность) лично главе движения “Талибан” мулле Омару, с которым, по его словам, согласовывали свои действия все афганские организации, и “Аль-Кайеда” с Усамой бен Ладеном в том числе.

- Правда ли, что Биймурзаев обучался у опытнейших араб­ских инструкторов?
- Да, предметом особой гордости Биймурзаева является то, что он получал инструктаж у арабов Абу-Мусаба и Хабоба Мисри, которые выпестовали многих известных террористов, в том числе тех двоих парней, что на угнанных самолетах протаранили башни Всемирного центра торговли в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, и известного по Чечне эмира ХАТТАБА. Как говорил Биймурзаев, тот уровень подготовки, что у него, во всем мире имели только 20 человек. Так вот в начале 2002 года террористическая стезя привела его в пакистанскую провинцию Вазиристан - зону свободных племен. И там арабы поручили ему вступить в “Жамаат моджахедов Центральной Азии”, возглавляемый гражданином Узбекистана Нажмеддином ЖАЛОЛОВЫМ (позже был убит в ходе антитеррористической операции в Пакистане), также назначенным руководством “Аль-Кайеды”. И вот таким-то матерым, закаленным в боях идейным противникам нашей государственности было дано задание создать на территории Киргизии, Казахстана и Узбекистана организацию из числа мусульман, основной целью которой являлся джихад - война против “неверных”. Началась активная вербовка верующих, которым внушалось, что истинный мусульманин должен ехать туда, где притесняют единоверцев, и воевать с притеснителями. Новоиспеченных воинов джихада готовили к вооруженной борьбе с кяфирами по всему миру: в Чечне - против российских войск, в Афганистане - против американцев, в Палестине - против евреев, в Узбекистане - против властей.
Сегодня у соседей спокойно. Спокойно в Казахстане. Но где гарантия, что люди, присвоившие себе право убивать, не вынашивают новые планы захвата территорий и душ?

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть